Сколько времени безопасно проводить ребенку в телефоне, чтобы не навредить психике
Ни один врач не сможет точно ответить на поставленный в заголовке вопрос. И даже те, кто и у нас, и за рубежом разрабатывает различные нормы, не стремятся утверждать со стопроцентной гарантией, сколько времени безопасно для психики проводить ребенку в телефоне.
Как долго ребёнку можно «сидеть» в телефоне
В самом деле, если до 2021 года в нашей стране ещё действовали гигиенические нормы, где было указано относительно точное количество часов и минут, которое детки могут проводить с гаджетами, то затем они утратили силу. Это и не мудрено. Ведь регламентировать данный вопрос очень сложно, поскольку даже современные младшие школьники многие домашние задания должны выполнять на компьютере или планшете.
А что говорят по поводу воздействия гаджетов на детскую психику специалисты, т.е. детские психологи? Мнения многих из них достаточно схожи. В большинстве работ на эту тему указаны следующие или близкие к ним цифры:
- 2-5 лет: до 1 часа
- 5-10 лет: 2 часа
- 10-15 лет: 3,5 часа
- 15-18 лет: 4 часа
Разумеется, это средние значения. Кроме того, надо понимать, что указанное время предполагает времяпровождение ребенка у экрана планшета или телефона в сутки, а не подряд. Это значит, что в процессе работы или игры надо делать перерывы, чтобы отдохнули глаза, спина, а главное – мозг.
Да, именно этот орган человеческой нервной системы больше всего страдает от чрезмерного взаимодействия ребёнка с гаджетами, а отнюдь не глаза или спина (хотя для них это тоже не есть полезно). Так чем же так опасен цифровой мир для мозга ребёнка? Об этом чуть подробнее.
Чем опасен телефон для ребенка
Раньше опасным считалось излучение от сотовых телефонов, смартфонов и экранов мониторов. Сейчас же данное утверждение больше походе на миф. Во-первых, исследования показали, что подобное излучение не несёт вреда здоровью. Во-вторых, в современном мире, где пространство наполняют электромагнитные волны теле, радиостанций и сотен телефонных переговоров, где вышки связи стоят практически на каждом углу, а Wi-Fi пронизывает пространство каждой квартиры, уберечься от каких-то излучений достаточно проблематично.
В то же время негативное влияние на глаза и осанку ребенка гаджеты всё-таки оказывают. Особенно это касается смартфонов и планшетов. Дело в том, что монитор ПК или ноутбука достаточно велик, чтобы рассмотреть все мелкие детали на достаточном расстоянии от экрана. А вот планшет или смартфон детки часто подносят слишком близко к лицу. При этом чтобы устроится поудобнее, малыши ещё и «скрючиваются», что плохо для спины.
Но хуже всего то, что основной негатив принимает на себя ещё не окрепшая нервная система. Строго говоря, утверждать, что страдает конкретно мозг – не совсем верно. Просто у малышей, которых «воспитывают» не родители, а планшеты или смартфоны, наблюдается отставание в развитии и зачастую, очень существенное. Ведь вместо того чтобы познавать мир, себя и свои возможности, учиться управлять своим телом и контактировать с себе подобными, маленький человечек тупо пялится в экран.
Именно, «тупо»! Уже установлено, что дети до 2-3 лет не способны к осознанному просмотру мультфильмов, если они длятся не больше 15 минут. Именно поэтому анимационные картины для самых маленьких имеют продолжительность 5-7 минут. Если же мультик длиться дольше, то малыш просто смотрит в экран на яркие картинки. Никакого развития ребенка в это время не происходит. При этом ребёнок находится в состоянии, которое близко к состоянию транса.
Аналогичная ситуация и с детками более старшего возраста. Вот только малыши постарше (до 5 лет) уже могут осознавать происходящее на экране до 30 минут. И только в 5-6 лет ребёнок (а точнее его мозг) готов смотреть полнометражные картины. Да и то не всегда. Всё зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.
И что же в данном случае рекомендуют детские психологи. В первую очередь надо максимально подальше отодвинуть дату знакомства своего малыша с разного рода гаджетами. Разумеется, полностью устранить их из жизни ребёнка не получится, но лучше, если это произойдет после двухлетнего возраста.
Кроме того, следует сразу дать понять ребёнку, что смартфон и планшет – это не игрушка, а инструмент для работы и обучения. Правда, в данном случае самим родителям тоже придётся соблюдать «правила игры» и прекратить использовать собственные смартфоны для развлечения (по крайней мере, в присутствии ребёнка).
Ну и, конечно же, надо больше времени проводить в общении со своим ребёнком. Смартфон, планшет и телевизор – это не няньки, не воспитатели и не учителя. Это всего лишь инструменты. А превратить маленького человечка в настоящего человека могут только лично его родители.