Ребенок боится войны что делать, чему его научить в первую очередь, чтобы обезопасить
В мире, где новости, нарушая все законы физики, разлетаются быстрее скорости света, а за боевыми действиями можно наблюдать практически в режиме онлайн, детей невозможно оградить от всего негатива, который сыплется с экранов телевизоров и самых разнообразных гаджетов. Да и стоит ли это делать? В один «прекрасный» миг юный человечек всё равно столкнётся с реальностью, и это станет для него настоящим шоком. Хотя, в той или иной степени страх перед войной появиться в любом случае. Ведь он есть абсолютно у всех. Но если взрослые люди с ним вполне могут справиться самостоятельно, то детям обязательно потребуется помощь, причём в основном – со стороны родителей. Итак, ребенок боится войны что делать и чему научить в первую очередь, чтобы обезопасить его психику, а в случае наступления чрезвычайной ситуации – жизнь и здоровье?
Стоит сразу говориться. В данном случае речь пойдёт о страхе войны у детей, которые о ней только слышали из новостей или других источников информации. Работать же со страхами детишек, проживавших в зонах военных действий, должны профессиональные психологи. Единственное, что можно дополнительно посоветовать – это создание для них максимально спокойной и размеренной жизни.
Как понять, что ребёнок боится войны
Реакции на пережитый стресс и появление страха войны у разных детей могут быть совершенно разными. Во многом это зависит от возраста, темперамента и особенностей характера юного члена общества. Родителям же стоит внимательно отслеживать изменения в поведении своего ребёнка, выявляя возможные признаки стресса.
Лучшим вариантом будет, если сын или дочь сами заведут разговор о своих переживаниях по поводу возможного начала войны. Так бывает, если в семье сложились тесные доверительные отношения. Как правило, такой разговор начинается с соответствующих вопросов.
Наличие переживаний или даже страха можно выявить по играм и рисункам детей дошкольного или младшего школьного возраста. Если на картинках всё чаще появляются самолеты, танки и убитые человечки – это явный признак сильных эмоциональных переживаний. Игра в войну (лично или при помощи солдатиков) тоже может являться подобным индикатором.
В сложных случаях у ребёнка могут наблюдаться кардинальные изменения в поведении: вспышки агрессии, крики во сне или пробуждение от кошмаров, недержание. В таких случаях, сразу стоит обратиться за помощью к профессионалам.
Как успокоить ребенка, чтобы не боялся войны
Для начала надо просто поговорить. Именно поэтому лучшим вариантом являются ситуации, когда ребёнок сам начинает задавать вопросы. В противном случае его нужно попытаться вывести на разговор. Но делать это надо крайне аккуратно, к примеру, спросив «А что ты рисуешь (во что играешь)?», «Тебе приснилось что-то плохое? Расскажи», «Что тебя беспокоит?» и т.д. Если ребёнок не хочет поддерживать подобный разговор, то настаивать не нужно. Лучше сделать ещё одну попытку через некоторое время. Хотя обычно детки легко делятся своими переживаниями. Исключением, пожалуй, являются лишь подростки.
Если разговор всё-таки завязался, то ребенку надо простым и понятным для его возраста языком ответить на все интересующие вопросы. Говорить надо максимально честно, но без ненужных подробностей. Ни в коем случае нельзя успокаивать обманом. Часто на детский вопрос «А будет ли война?» взрослые стараются отвечать «Конечно, нет!». Но ведь это не всегда так. Лучше объяснить, что такое развитие ситуации тоже возможно, но люди стремятся сделать всё, чтобы не допустить возникновения войн.
Кроме того, до ребёнка надо донести, что война, даже если она начнётся, как и всё плохое, когда-нибудь заканчивается. Это время нужно просто пережить. В пример, можно привести старших родственников, которым доводилось быть на войне или жить в такой период. Но самое главное, чтобы ребёнок понимал, что взрослые всегда будут рядом. Что его никто не бросит, и он всегда сможет найти поддержку в кругу родных и близких ему людей.
Долгосрочные мероприятия
Конечно, одними разговорами помочь ребёнку справиться со страхом войны не получится. Нужно принять и некоторые дополнительные меры. Пугаться не стоит. Чего-то экстраординарного делать не придётся. Данными рекомендациями полезно воспользоваться всем родителям, а не только тем, у которых дети боятся войны.
Желательно оградить ребёнка от избыточной информации о текущих событиях. Особенно это касается дошкольников и учащихся младших классов. Не стоит смотреть при ребёнке прямые репортажи с места событий. Там могут быть показаны материалы, которые только усилят страхи.
Если же ребёнок сам интересуется новостями, то родителям стоит рассказывать о них самостоятельно, либо делать своего рода дайджест. И снова: информация должна быть честной, но при этом без ненужных подробностей и предоставленная в понятной для ребёнка форме.
Следить нужно и за своими эмоциями. При ребёнке разговоры на данную тематику вести не стоит, особенно слишком эмоционально выражая своё отношение к тем или иным событиям.
Если ребёнок играет войну или рисует её, то останавливать его не надо. Скорее наоборот, можно даже присоединиться и помочь ему нарисовать боевой суперсовременный самолет или сделать из подручных материалов самый мощный танк. Это всё очень хорошие знаки. Таким способом детская психика старается «переварить» информацию и сгладить стрессовую ситуацию.
Вообще ребёнку в такие периоды надо уделять больше внимания и проводить с ним больше времени. Он должен чувствовать во взрослых защиту и опору. А вот что-то менять в жизни в такие моменты не стоит. Стабильность успокаивает детскую психику, а любые перемены могут усилить стресс, связав их наступление с главным фактором страха – войной.
Чему научить, чтобы обезопасить
Если ребёнок боится войны, то имеет смысл дать ему начальные знания гражданской обороны. Умение что-то сделать или знание алгоритма действий в чрезвычайной ситуации также могут успокоить детскую психику, придав некоторое чувство уверенности. Чему конкретно научить – зависит от возраста юного члена общества.
Дети, которые ходят в старшие группы детского сада или младшие классы школы, должны знать, что в случае любой чрезвычайной ситуации они должны быть постоянно рядом с их воспитателем / преподавателем и неукоснительно выполнять всё то, что он им говорит. Сразу стоит объяснить, что только в этом случае родители их смогут найти и забрать, ведь у папа с мамой всегда находятся на связи с классным руководителем или воспитателем (благо современные коммуникации такое позволяют).
Более старших детей, которые уже самостоятельно передвигаются по городу, вышесказанное тоже касается. Но это только в том случае, если они находятся на занятиях. Если же оповещение застало их в свободное время, где-нибудь на улице, то они должны немедленно направиться в точку сбора всех членов семьи. Такую точку нужно обсудить заранее. В большинстве случаев – это место проживания. Хотя точкой сбора может стать, к примеру, квартира дедушки и бабушки (им же тоже надо будет помочь эвакуироваться).
Можно даже попробовать провести репетицию экстренной эвакуации из квартиры. Всем спокойно одеться, взять вещи и выйти на улицу. В виду частых ложных сообщений о минированиях учебные эвакуации часто проводят в школах. Так почему бы не провести их и дома? В итоге ребёнок должен осознать, что и он, и родители, готовы к любой ситуации. А если есть уверенность, то нет места страхам.