Почему подросток грубит, безотказный метод возврата здравомыслия от Петрановской

К сожалению, большинство родителей сталкиваются с подростковой грубостью. А вот о том, что с этим делать – знают немногие, так же как и о причинах подобного поведения. При этом на вопрос Почему подросток грубит Петрановская Людмила Владимировна (семейный психолог и публицист) отвечает просто – время пришло. Но не стоит злословить и обвинять специалиста в некомпетентности только на основе подобного ответа, поскольку данное утверждение абсолютно верно. Только вот краткая формулировка ничего толком не объясняет, поэтому придётся раскрыть тему более широко.

подросток грубит

 

А если серьёзно, то почему подросток грубит

Грубость – пожалуй, самое яркое проявление переходного возраста. Именно по нему взрослые, как правило, понимают, что их малыш становится подростком. Однако изменение в поведение – это лишь следствие серьёзных изменений, происходящих в детском организме. Гормональная перестройка, превращающая вчерашних детей в полноценные половозрелые особи, приводит к резкому росту тела и формированию «взрослой» фигуры. Изменяются и внутренние органы, подготавливая их к основным с точки зрения природы функциям – продолжению рода.

Но самые главные изменения у подростка происходят в области нейрофизиологии, т.е. перестройке подвергается человеческий мозг. Людмила Петрановская хорошо описала этот процесс, представив мозг ребёнка в подростковом периоде в виде машины, которую разобрали, чтобы собрать по-новому. Разумеется, в такие периоды нормально работать столь сложный агрегат не может.

Нейробиологи давно подтвердили, что подростки плохо справляются с такими задачами, как планирование, адекватная оценка своих и чужих поступков. Кроме того, половое созревание заставляет юную человеческую особь уделять больше внимания отношениям в большом мире, чем внутри семьи. Социальная жизнь подростка плавно перемещается от папы и мамы в круг сверстников. И это нормально.

Подобное поведение заложено в нас самой природой. И характерно оно не только для цивилизованных людей, но и для представителей первобытных племён, а также для высших животных. В таких «обществах» молодые особи тоже имеет свойство группироваться отдельно от взрослых и детёнышей. Причём сначала они формируют группы по половому признаку, а потом постепенно разбиваются на пары (если это предусмотрено поведенческими особенностями вида).

Так какое отношение данные изменения имеют к хамству и грубости? Очень даже прямое. Всё дело в общепринятых для современного общества моделях отношений Родитель – Ребёнок. Но сначала пара слов о более очевидных причинах – тех, которые лежат на поверхности.

грубит родителям подросток

 

Как объясняют грубость подростка классические психологи

 

Классическая психология объясняет грубость и хамство молодых людей подросткового возраста достаточно просто:

  • Копирование. Если в семье подобная модель общения является нормой, то не стоит удивляться хамству подростка. Он просто привык к такой форме общения между родителями и, почувствовав себя взрослым, позволяет себе вести себя так же.
  • Испытание силой. Грубость может быть и своеобразной проверкой подростком своих родителей. Таким способом ребёнок проверяет, насколько далеко он может зайти в формах общения с родителями.
  • Отработка навыка. Ребёнок на родителях оттачивает новые формы общения со сверстниками, стремясь завоевать своё место в стае.
  • Самоутверждение подростка. Таким способом ребёнок пытается показать родителям, что он уже не собирается беспрекословно подчиняться, что он уже полноправный член семьи и к его мнению тоже надо прислушиваться.
  • Привлечение внимания. Подростку тоже хочется родительского внимания. Если его не хватает, он стремиться добиться желаемого любым способом. Причём подростка совершенно не смущает, что в данном случае общение будет вестись в негативном ключе. Главное, что на него обратили внимания.
  • Критическое мышление подростка. Папа и мама перестают быть «самыми, самыми…». Ребёнок начинает видеть в них обычных людей со всеми достоинствами и недостатками. Как следствие, потеря «кумира» вызывает злость по отношению к этому самому человеку.
  • Воспитательный процесс. Часто усиленно грубить начинают подростки в семьях со слишком сильной опекой (хамство, как протест), либо при избыточно либеральном воспитании (хамство, как вседозволенность).

Всё эти причины достаточно очевидны. И, зачастую даже не связаны с подростковым возрастом. Если вдуматься, то по таким причинам грубить может начать ребёнок в любом возрасте.

копирование родителя ребенок

Современный взгляд на грубость подростка (в частности от Петрановской)

По мнению большинства современных семейных и детских психологов причина агрессивного поведения подростков кроется в самом современном обществе, а точнее в его устоях. Если кто-то подумал о жестоких видеоиграх, страшненьких мультиках и прочем нехорошем контенте, то он глубоко ошибается. Петрановская и иже с ней во всём винят двойные стандарты, доминирующие в нашем обществе ещё с советских времён.

С одной стороны и родители, и общество (школа и прочие государственные институты) считают, что подросток уже должен поступать как большой, нести ответственность за свои поступки и играть строго по взрослым правилам, а с другой со стороны родителей продолжает наблюдаться опека и жёсткий контроль, поскольку «предки» считают своё чадо ещё маленьким. Говоря проще: требуют с подростка как со взрослого, а позволяют ему – как маленькому. Данное противоречие подросток воспринимает как лицемерие. Следствием является грубость, хамство и агрессия. Ну а родители, просто чаще всего попадают «под горячую руку».

К чести Петрановской, только на ошибках советского воспитания она не зацикливается. Всё-таки основную причину подростковой грубости она видит, как уже говорилось выше, в гормональной перестройке.

Физиологические процессы подростка, проходящие в несформировавшемся организме, вызывают сильнейшие эмоциональные колебания, а скорее даже скачки. Молодой человек или девушка не могут понять, почему им только что было весело, и вдруг нахлынула ужасная тоска. У юной личности складывается впечатление, что он уже не может управлять ни своим телом (которое стало чужим и неуклюжим), ни своим внешним видом (появились прыщи и прочие подростковые «радости»), ни своим голосом (который вдруг стал меняться и, по мнению подростка, не в лучшую сторону), и даже своим настроением. В результате созревающая личность считает, что с ним что-то не так и это останется навсегда. Подливает масло в огонь и окружение, а точнее – сверстники. Они ведь тоже находятся в этом непонятном состоянии.

Итог: привычный мир подростка рушится на глазах. Взрослые же этого не замечают, продолжая требовать поступать определённым образом, т.е. так, как было заведено в прежнем – понятном и уютном мире. Как следствие внутри уже не ребёнка, но ещё и не взрослого человечка накапливается негатив, который в виде хамства и грубости выплёскивается на окружающих, а в первую очередь – на родителей.

И, конечно же, немалую роль в неадекватном поведении подростков играет и перестройка мозга, о которой уже говорилось в начале данного материала. Петрановская вполне здраво подмечает, что ребёнок часто ведёт себе грубо и не выполняет требования взрослых совершенно неосознанно. И если на вопрос «Почему ты себя так ведёшь?» подросток отвечает «Я не знаю!» – это не значит, что он издевается. Подросток и в самом деле не понимает, почему так поступил, т.к. его мозг, а точнее разные его отделы, работают не скоординировано.

петрановская как воспитывать

И что же делать

В общем, ничего нового в плане причин появления подростковой грубости ни Петрановская, ни прочие современные семейные и/или детские психологи не придумали. Всё, о чём они рассказывают известно уже давно. А вот рекомендации, которые даёт Людмила Владимировна, достаточно необычны.

Переходный возраст недаром имеет такое название. В самом деле, становясь подростком, юный человек начинает переход от детства, в котором он полностью зависел от родителей, к самостоятельной жизни. В психологии данный процесс называется сепарацией. У подростка в этот период происходит переоценка ценностей, формируются собственные жизненные установки и цели. При этом он может, как принять сформированные в его семье взгляды и правила, так и отвергнуть их.

По мнению Петрановской, родители в этом вопросе играют одну из главных ролей. И их основная задача – невмешательство. Ведь если любым насильственным способом навязать подростку уже готовые ценности, то он не сможет получить свой собственный опыт, подвергнуть критике свои взгляды и сформировать собственные ценности.

Разумеется, Петрановская не предлагает родителям полностью самоустраниться от воспитательного процесса и формирования личности подростка. Во-первых, поведение неопытной личности всё-таки следует подвергать корректировке, а во-вторых, государство налагает на родителей определённую ответственность за поведение их чада. Однако не следует подменять понятие «корректировка» на понятие «контроль».

В общем, всё должно сводиться к тому, чтобы папа и мама согласовали со своим уже не совсем ребёнком правила совместного проживания и общепринятого поведения в социуме. И если вторые должны соответствовать административному и уголовному праву, то первые нужно «утверждать» совместно с подростком. То есть не должно быть так: «мы договорились», подразумевая, что родители решили или «мы просим делать так», подразумевая, что родители потребовали. В общем, подросток во всех вопросах должен иметь право голоса, а к его мнению необходимо прислушиваться также как и к мнению всех взрослых членов семьи.

Петрановская считает, что основной задачей родителей в период подростковых изменений является сохранение привязанности, т.е. той самой связи Родитель – Ребёнок, которую взрослые формировали с самого рождения малыша.

Насколько такой подход верен – вопрос спорный. Внутренний родитель в каждом взрослом человеке кричит, что подростка надо контролировать. В противном случае он попадёт в плохую компанию, не получит должного образования, останется без хорошей работы и вообще станет асоциальной личностью. В тоже время практика показывает, что универсального рецепта под названием “Как пережить переходный возраст” и “Что делать, когда подросток грубит” не существует.

 

Прокомментировать