Переходный возраст, что происходит в голове у подростка

Все знают, что в переходный период поведение подростков резко изменяется. Но только мало кто знает, почему это происходит. Некоторые родители просто пытаются перетерпеть это время, а кто-то включает режим тирана и надолго портит отношения со своим чадом. В самом деле, состоявшемуся человеку сложно вспомнить происходившее с ним в период, известный как переходный возраст, что в голове у подростка происходит на самом деле. Если это понять, то возможно будет проще найти общий язык со своим уже не ребёнком, но ещё и не вполне взрослым отпрыском.

мозг подростка рисунок

Внешние проявления переходного возраста у подростка

Переходный возраст – понятие достаточно растяжимое. Специалисты до сих пор даже не определились, когда он начинается, а когда заканчивается. Усреднённые показатели дают «вилку» от 10 лет до 21 года.

На первом этапе, в возрасте до 12-13 лет детки уже начинают ощущать некоторые перемены. Выражается это не сильно. Дети всё больше начинают общаться со своими сверстниками, активно заводят друзей и стремятся проводить с ними больше времени.

Второй, он же последний этап, который начинается в 13-14 лет, как раз то время, когда начинается гормональная перестройка всего организма. Именно в этот период у подростка наблюдается частая смена настроения, а сам он становится агрессивным, обидчивым, раздражительным и, с точки зрения родителей, непослушным.

В зависимости от пола подростка проявления переходного возраста сильно отличаются. Девочки- подростки обычно начинают искать новый образ, экспериментируя с внешностью и одеждой, становятся более скрытными, предпочитая общение с подружками, а не с мамой, часто испытывают первую влюблённость и сильно переживают по этому поводу. Мальчики- подростки становятся более агрессивными и грубыми (с их точки зрения – мужественными), стремятся к полной самостоятельности, демонстрируют протестное поведение, стремятся получить более высокий статус в кругу сверстников.

С точки зрения родителей всё это выглядит очень необычно. Привыкнув общаться со своим малышом, как с маленьким, им трудно перестроиться и перейти на другой уровень отношений. Может быть, именно поэтому переходный возраст многие называют подростковым сумасшествием. А ведь с точки зрения биологии всё просто и вполне объяснимо.

проявления подросткового возраста

Что “в голове у подростка”, почему он так мыслит

В период, именуемый переходным возрастом, организм маленького человека претерпевает значительные изменения, делая его полноценной взрослой особью своего вида. Родители в большей степени обращают внимание на внешние признаки взросления: увеличение роста и массы тела, формирование фигуры в зависимости от половой принадлежности, изменения в поведении и характере ребёнка. Однако основные изменения в этот период происходят в основном органе центральной нервной системы, т.е. в мозге.

Начать стоит с того, что именно мозг даёт сигнал организму на активную выработку гормонов. Благодаря их уровню и происходят те внешние изменения в теле подростка, которые наблюдаются визуально. Но гораздо большие изменения претерпевает и сам мозг. При этом наиболее активно развиваться префронтальная кора и лимбическая система, одна из которых отвечает за самосознание и поведение, а вторая – за эмоции, обучение, сон и т.д. Более того, эти системы начинают не только активно работать, но и не менее активно взаимодействовать друг с другом. А вот делать они этого пока «не умеют». Вот и начинается внутренний конфликт двух мозговых систем. И только когда префронтальная кора и лимбическая система научаться работать совместно и закончится пресловутый переходный период.

Именно развитие данных областей мозга и приводит к нестандартному поведению подростков. Ребёнок и сам не может объяснить, почему он поступает тем или иным образом. При этом не надо думать, что он не осознаёт иррациональность своих поступков. Однако при этом подросток не может справиться с моральным удовольствием, которое получает от этих действий, а точнее с вырабатываемыми при этом дофаминами.

Ну а выработка данного гормона стимулируется многими факторами. Это может быть и вкусная еда, и весёлый фильм, и стрессовая ситуация (включая ругань родителей или прогуливание уроков). К сожалению, только этими более-менее безобидными факторами дело не заканчивается. Выработка дофамина стимулируется табакокурением, алкоголем и наркотиками. Именно поэтому, даже понимая опасность употребления подобных веществ, подросток зачастую не в силах от этого удержаться.

Как с этим бороться, чем помочь подростку и как не навредить

Самый простой ответ – никак. И это не шутка. Переходный возраст пройдёт сам собой, и ускорить данный процесс не в силах даже самых продвинутых родителей. Так что следует просто набраться терпения.

Подростковый возраст заставляет юного человека вести себя неправильно с точки зрения взрослых. Более того, подросток склонен настаивать на своём мнении, даже понимания свою неправоту. В такие моменты родителям не стоит давить авторитетом и ругаться. Это не поможет, а только усугубит конфликтную ситуацию.

Разговаривать с подростком нужно спокойно, пытаясь понять его точку зрения и найти компромиссный вариант решения проблемы. Ребёнок должен удостоверится, что отношения с родителями важны и что по многим вопросам советоваться с ними гораздо лучше, чем обращаться за советом к сверстниками.

Не стоит и заставлять подростка что-либо делать. Он наверняка поступит по-своему или выполнит поставленную задачу абы как, чтобы отделаться. Помочь может опять же разговор по душам с подростком, а не мораль, крики и критика. В отдельных ситуациях психологи вообще рекомендуют поступать методом «от противного», запрещая подростку делать то, что нужно от него родителям. Протестуя, юноша или девушка поступят как раз наоборот.

Однако превращая отношения из «ребёнок – родитель» в «подросток – старший товарищ», не стоит переходить на панибратские отношения, изображая из себя «своего парня». Некоторые границы всё-таки нарушать не стоит, чтобы не потерять уважение в глазах собственного сына или дочери.

И ни в коем случае не унижайте подростка! Это приведет к тому, что ребенок вас просто не будет слушать. Уважение к личности, его мнению должно исходить прежде всего от взрослых (которые мудрее и терпеливее). Если поведение ребенка не угрожает его или чьей-то жизни и здоровью, не надо применять все проверенные родительские способы манипулирования. В разговоре старайтесь не разбрасываться эмоциями, аргументируйте свои выводы. Авторитет работает слабо. Работает аргументированный конструктивный разговор, как со взрослом здравомыслящим человеком.

Прокомментировать