Если ребенку не давать кушать самостоятельно, как это повлияет на его психику и развитие
Педиатры рекомендуют уже в 4-6 месяцев начинать давать деткам прикорм. В этот период происходит первое знакомство ребенка с ложкой. Сам он её, разумеется, не держит и ко рту не подносит. Зато прекрасно понимает, для чего она нужна и что с ней делает мама. К полутора годам (максимум к двум) малыши уже вовсю орудуют ложками самостоятельно. Хотя и не все. Есть и такие детки, чьи мамочки категорически отказываются давать чаду ложку, ведь он испачкается, подавится, мало поест… Правда, они не осознают, как скажется на физическом и психическом развитии личности «забота» старшего поколения, если ребенку не давать кушать самостоятельно, что будет и к каким проблемам это может привести.
Что будет, если ребёнка не приучать есть самостоятельно
Начать стоит с долгосрочной перспективы. Казалось бы, как могут быть связаны самостоятельные приёмы пищи маленьким человечком и его поведение в будущей взрослой жизни? Оказывается – напрямую. Уже доказано, что если ребёнку не давать есть самому, а продолжать кормить с ложечки, то он не научится двум вещам:
- брать ответственность на себя;
- принимать решения самостоятельно.
Почему? Всё просто. Взрослые люди часто не хотят брать на себя ответственность, объясняя это простой фразой: «Я не возьмусь, потому что этого делать не умею». Психологи считают, что подобная установка закладывается в самом раннем возрасте, когда маленькие, но уже люди, учатся принимать решения и отвечать за свои поступки. И одна из причин боязни взять на себя ответственность – отсутствие возможности кушать самостоятельно. Тут легко провести параллель от «Я не возьмусь, я не умею» к «Ты же испачкаешься, ты ещё не умеешь, я тебя сам / сама покормлю».
Аналогичная ситуация и с принятием решений. Ведь, чтобы на что-то решиться, человек в первую очередь полагается на свой прошлый опыт. А его внутренний голос при этом кричит: «Мама лучше знает, как это сделать», «Ты не умеешь (не знаешь), спроси у мамы и сделай так, как она скажет».
Ну и, разумеется, не обходится здесь и без любимой многими психологами «Зоны комфорта». В самом деле, ребёнок, которого не приучили даже есть самостоятельно, вряд ли захочет выбираться из своего уютного мирка, где его холят и лелеют. Понятно, что со временем он освоит науку владения ложкой, виллой и даже ножом. Однако желание по максимуму «не вылезать» из своего уютного мирка, где за тебя все и всё решают, сохраняется на всю жизнь. Отсюда и появляются люди, рассуждающие, как-то вроде: «Ну и пусть, что платят мало, зато делать особо ничего не надо. А на новой работе ещё неизвестно, что будет…».
Какие последствия вы увидите уже скоро
Но это всё во взрослой жизни. Ничуть не меньше проблем может ожидать такого малыша и в краткосрочной перспективе. Ребёнок не умеющий толком есть самостоятельно, в детском саду может оставаться голодным. Никто не сомневается, что воспитатели и нянечки постараются решить данную проблему. Но, во-первых, им надо следить и за остальными детишками, во-вторых, не факт, что ребёнок что-то будет есть не из маминых рук, а также без придуманных для этой цели родителями ритуалов. Ну а со временем, причём уже в старшей группе детского сада, такой ребёнок вполне может столкнуться с насмешками и даже агрессией со стороны более самостоятельных сверстников.
Не стоит забывать и о том, что умение пользоваться ложкой – отличная тренировка моторики. Освоив этот навык, ребенок легко овладевает умением пользоваться самостоятельно карандашом, а впоследствии и шариковой ручкой.
Ещё одна проблема, с которой могут столкнуться дети, не умеющие есть самостоятельно – лишний вес, а то и ожирение. А здесь-то какая связь? Скорее наоборот, ребёнок ест мало и худеет. Отнюдь. Пусть и британские, но всё-таки учёные, провели соответствующее исследование и доказали, что детки, которых после двух лет продолжали кормить с ложки более склонны к набору лишнего веса, чем их самостоятельные сверстники.
Объясняется такой феномен очень просто. С самого рождения малыши могут контролировать количество потребляемой пищи. Конечно, они не считают калории, а ориентируются на чувство сытости. Так что, если маленький ребёнок отказывается от еды, то, скорее всего, он просто не израсходовал такое количество энергии, чтобы проголодаться.
Ну а что происходит при кормлении с ложки? Контроль за количеством потребляемой пищи переходит к родителям. И если совсем маленького ребёнка сложно заставить съесть «ещё ложечку за маму», то с полутора-двухлеткой такая уловка уже срабатывает. А со старшими детишками ещё проще: включила мама любимый мультсериал и ребенок уже автоматически открывает рот, не отрывая при этом глазок от экрана.
В итоге у ребенка вырабатывается своего рода рефлекс, что еда нужна не для получения энергии, а является сопровождением какой-либо ситуации. И не важно, хочется в такой момент есть или нет, просто включил интересное кино – надо поесть, случилось что-то – надо поесть и т.д., и т.п. А лишние калории при этом никуда не деваются, сохраняясь в виде лишних килограммов.
Вот сколько проблем может возникнуть у отпрысков только лишь потому, что им долгое время не давали кушать самостоятельно. А вывод, который отсюда следует, достаточно прост: не нужно мешать своему ребёнку развиваться. Задача родителей направить ребенка, возможно, защитить, но никак не сделать за него всё самим.