Занятие с детьми в старшей группе ДОУ на тему «Масленица»
Ход занятия на тему Масленица расписан поэтапно, уточнены материалы, которые необходимо подготовить заранее.
Первый этап занятия: Беседа с детьми.
— Вот и заканчивается зима, приходит время весны. Но она не хочет уступать свои права, и прогоняет весну метелями, вьюгами. Чтобы успокоить зиму и уступить место весне, много лет назад люди стали провожать ее с песнями, играми, гуляниями. Этот обычай дошел и до наших времен и носит название – Масленица. Это веселые проводы зимы, которая длится целую неделю. В это время люди весело проводят время, ходят друг к другу в гости.
Всю атмосферу, царящую в это время, можно прочувствовать, рассмотрев картины известных художников.
Демонстрируются иллюстрации:
В.И Суриков «Взятие снежного города»; Борис Кустодиев — несколько картин, посвященных Масленице (1916-1920 гг.); Знак А.М. «Проводы зимы в старом Красноярске»; Петр Николаевич Грузинский «Масленица»; Семен Кожин «Масленица. Проводы.»; Рудольф Федорович Френц «Масленица».
— Отгадайте загадку (про блины)
— Символ этого праздника – блин. Почему? Да потому, что он круглый, румяный, горячий как солнце, по которому люди соскучились за зиму, и ждут с нетерпением тепла. Пекут и кушают их на масленичной неделе очень много. А вы любите блины? С чем вы их обычно кушаете?
Пальчиковая гимнастика с детьми «Стала Маша гостей созывать…»
Третий этап занятия: Беседа с детьми
— Раньше каждый день Масленицы праздновался по-своему:
В понедельник – «встреча» было принято делать чучело зимы из соломы, строить горки и начинали печь блины.
Во вторник – «заигрыш» люди веселились, играли и гуляли, строили снежные и ледяные крепости.
В третий день – среду, которую называли «лакомка», приглашали гостей. Угощали их, конечно же блинами с разными вкусностями. В этот день зятья ходили в гости к тещам.
В четверг – «разгул» катали чучело, играли, веселились, пели песни.
— Предлагаю и нам поиграть в игру, в которую играли еще в далекие времена.
Четвертое занятие: игра с детьми «Дядюшка Трифон»
Пятый этап занятия: Беседа
В пятницу – «тещины вечерки», мама приходили в семью к своей дочери. Ее торжественно встречал и приветствовал муж дочери — зять.
В субботу – «золовкины посиделки» приглашали родню мужа, а в особенности его сестер.
В последний день Масленицы – «проводы Масленицы и Прощенное воскресенье» люди продолжали гулянья, пели песни, водили хороводы, а потом торжественно сжигали чучело на костре, таким образом прощались с зимой и встречали весну. Также в этот день принято просить прощения за старые обиды перед началом Великого поста, когда люди ограничивают себя в еде до Пасхи.
Шестой этап занятия. Изготовление совместной с детьми работы «Солнышко лучистое»
1. Из желтого картона вырезать круг
2. Внутри вырезанного круга нарисовать круг поменьше
3. Режем полоски-лучики доходя до маленького круга
4. Отрезать лучики через один
5. Нарисовать солнышку личико
6. Вырезать большой круг из красного картона ил плотной бумаги
7. Прикрепить на большой круг солнышки детей
Завершаем занятие
Сегодня мы говорили про Масленицу – праздник веселых проводов зимы, который появился много-много лет назад и дошел до нас. Мы узнали, что каждый день масленичной недели имел свое название, и в каждый из них проводились определенные обряды. Все это сопровождалось песнями, хороводами, играми, гуляньями.
Символом этого праздника является блин, который напоминает солнце и тепло. Поэтому всю масленичную неделю люди едят блины с всевозможными начинками. Также поиграли в игру, дошедшая до нас из далекого прошлого и сделали такие замечательные солнышки, которые так ярко светят и согревают нашу группу.