Занятие для дошкольников по теме «Зима»

Занятия для детей подготовительной группы направлены на развитие качеств, необходимых для предстоящего перехода ребёнка из детского сада в школу. В первую очередь – это первичные знания чтения и счёта, подготовка руки к письму, развитие речи и навыков коммуникации. Любое занятие в подготовительной группе, в том числе по теме Зима строится с учётом определённых дидактических целей: обучающей, развивающей, мотивационной и воспитательной.

зима занятие детский сад

Порядок проведения

Успех занятия зависит от того, смогут ли дети справиться с поставленными задачами, а также насколько им будет интересно. Вне зависимости от темы, занятия должны быть чётко спланированы и не превышать по времени 30 минут. Специалисты рекомендуют придерживаться следующего временного плана:

  • 7-10 минут – введение;
  • 3-5 минут – обсуждение;
  • 1-2 минуты – физкультурная разминка;
  • 10 минут – основная часть;
  • 1-2 минуты – физкультурная разминка;
  • 5 минут – заключение.

Разминочные паузы во время занятия должны присутствовать обязательно. Как правило, их планируется две, но можно сделать и одну – пятиминутную. Занятие должно проходить в активной форме, чтобы дети не заскучали. При этом вовлечена должна быть вся группа.

физминутка зима

Цель занятия

Сценарий занятия для подготовительной группы по теме Зима во многом зависит от поставленных целей. При этом основными целями всех упражнений являются:

  • обобщение и систематизация знаний о зиме;
  • умение отвечать на вопросы в развёрнутом виде;
  • формирование навыков составления предложений и составления связного текста;
  • активизация словаря по теме Зима;
  • развитие сообразительности;
  • развитие моторики и творческих навыков.

Дополнительно с детьми можно проработать отработку звуков с- и з-. Однако ожидать логопедического эффекта от данных занятий не следует. В основные задачи это не входит. Параллельно во время занятия могут ставиться и другие цели. Однако они не должны усложнять задания и мешать решению основных задач.

дети рисуют зиму

 

Планируемый результат

В результате занятия дети подготовительной группы должны получить определённые знания и навыки, в частности:

  • получить более конкретную и расширенную информацию о зиме;
  • узнать о сезонных изменениях и явлениях природы;
  • научиться составлять развёрнутый, образный рассказ на заданную тему.

Кроме того, дети должны пополнить словарный запас по теме Зима:

  • существительные – снег, снеговик, снегопад, снежинка, вьюга, метель, пурга;
  • прилагательные в разных формах – зимний, морозный, снежный, ледяной;
  • глаголы – ударил (мороз), метёт (метель); падает, хрустит (снег), висит (сосулька) и т.д.

Получить данные результаты можно только в том случае, если предварительно с группой была проведена подготовительная работа.

поделки снежные

 

Предварительная работа, методические приёмы и обеспечение

Чтобы занятие прошло успешно, необходимо провести с детьми предварительную работу. Она включает в себя прогулки с рассказом о зиме и явлениях природы, простейшие эксперименты со снегом, с целью изучения его свойств. В помещении также необходимо проводить предварительные мероприятия: чтение художественных произведений о зиме, а также просмотр видеоматериалов и иллюстраций.

Непосредственно для проведения занятия следует подготовить соответствующий литературный и/или видеоматериал, иллюстрации, пособие-алгоритм по составлению рассказа о зиме. При необходимости можно использовать дополнительные материалы:

  • заранее вырезанные вместе с детьми бумажные снежинки;
  • альбомные листы и инструменты для рисования;
  • ватные палочки и зубная паста.

Используемыми методическими приёмами в данном занятии являются: рассказ воспитателя, беседа, самостоятельное выполнение работ детьми.

поделка в детском саду

 

Примерный сценарий занятия по теме: «Зима»

Занятия по теме Зима в подготовительной группе могут проходить по самым разным сценариям, однако основные принципы остаются едиными.
Воспитатель рассаживает детей полукругом и озвучивает тему занятий. Затем он читает литературное произведение или показывает видеоматериал, после чего начинает задавать вопросы, в зависимости от содержания приведённого материала, например:

  • Сколько месяцев длиться зима?
  • Какие это месяцы?
  • Какая погода обычно бывает зимой?
  • Как зимуют разные звери?
  • Какую одежду зимой носят люди?

Выслушав ответы, воспитатель говорит: «Теперь давайте разгадывать загадки». Загадки также должны быть тематическими. В качестве разминки можно использовать стихи-загадки с ответом в последнем слове, а затем задать несколько более сложных загадок, например:

  • Во дворе скатали ком, / Шляпа старая на нём. / Нос приделали, и вмиг / Перед нами… (снеговик)
  • Все зимой его боятся / Может больно он кусаться. / Прячьте щёки, уши, нос, / Ведь на улице… (мороз)
  • Без рук рисует, без зубов кусается (мороз)
  • С неба – звездой, В ладошку – водой (снежинка)

Пришло время первой физкультурной разминки. Воспитатель объявляет и показывает движения по теме Зайчик зимой, а дети повторяют. Во время первой разминки можно использовать дыхательные упражнения, взяв за основу игру с бумажными снежинками: дети кладут снежинки на ладошки, локти, колени или голову и сдувают их, изображая снегопад.

Основная часть занятия строится в форме беседы. Воспитатель показывает тематические картинки и просит детей рассказать, что они на них видят. В качестве помощи он задаёт вопросы-подсказки, например:

  • Когда бывает метель?
  • Какая зима нарисована на картинке? Варианты ответов: морозная, красивая, холодная, и т.д.
  • Как изменилась одежда людей?
  • Что происходит с животными, птицами, растениями?

Вторая физкультурная пауза также проводится по зимней тематике, к примеру: Лепим снеговика.

Во второй части занятия детям предлагается составить рассказ по заранее подготовленному плану (пособию-алгоритму). Сложность задания для детей заключается в том, что рассказ должен содержать образные выражения, а предложения должны быть развёрнутыми.

Заканчивается занятие подведением итогов и рефлексией, т.е. дети должны рассказать, что они делали на занятии и что нового узнали.

Дополнительно можно попросить детей нарисовать рисунки по теме занятия с использованием белой гуаши. Чтобы сделать задание более развлекательным можно предложить детям изобразить снег при помощи зубной пасты (инструмент для рисования – ватная палочка).

Прокомментировать