Кубики Зайцева
Одной из самых доходчивых и оригинальных методик для развития навыков чтения признана нетрадиционная методика кубиков Зайцева.
Если ваш малыш, которому уже исполнилось 3-4 года, начинает спрашивать: «А что здесь написано?», «Прочитай», «А это какая буква (цифра)?». Значит у него возник естественный интерес к чтению и он готов к занятиям по развивающей методике Зайцева. Можно записать ребенка в группу раннего развития. Большинство из них практикуют занятия, на которых используются кубики Зайцева. Или заниматься по данной методике самостоятельно в домашней обстановке.
Кто такой Н.А.Зайцев
Николай Александрович Зайцев – педагог-новатор. Он издал более десятка пособий различной направленности по развитию детских умений и навыков обучении. Работает в математической, лингвистической сферах образования.
Что такое склады
Кубики сделаны из разных материалов, на каждой их грани написаны склады. Склад — это совершенно новая единица, придуманная Зайцевым. Дело в том, что букву и слог — как единицу языка, дети способны усваивать только с 4-5 лет. А склады уже с 3,5 лет. Склад, что подразумевает собой пару из гласной и согласной, согласной и различных звуков, либо вообще одну букву. Из этих складов легко составить любое слово: ВЕ-Р-Б-ЛЮ-Д и т.д.
В чем суть методики Зайцева
Педагог придерживался мнения, что большую роль в развитии малышей играет то как и каким способом он научился основным навыкам обучения – чтению, счету и письму. Важную роль играет желание ребенка, то есть, хотел ли он этому научиться, учился с удовольствием ли без, положительно ли на здоровье сказалось обучение. Если детей обучать грамоте неправильно, то в дальнейшем у него появится отрицательное отношение к чтению. И это отношение отложиться на подсознании на всю его дальнейшую жизнь.
Основная часть детей к 5 годам еще не дозрела до того, чтобы сидеть за столом около получаса без движения и все свое внимание обращать на педагога. Да и времени на то, чтобы объяснить таким малышам о том, что представляет собой буква, слог, звуки уйдет немало. И узоры в тетради большинство деток совсем не радуют, ведь их необходимо долгое время обводить.
Несомненно, такое сидение за столом в будущем пригодится маленьким ученикам, но радости от учебы они, скорее всего на данном этапе своего развития не получат.
Так вот, Зайцев решил выбрать совершенно иную методику, через три занятия по которой четырехлетки начинаю уже читать. Здесь не приемлем сидячий образ обучения и авторитарный стиль преподавания.
Что вы увидите, зайдя в класс, в котором ребята занимаются по кубикам? Картина вас удивит, так как дети не зазубривают буквы. Они заучиваются сами по себе, так используется множество игр и упражнений по запоминанию. Для этого применяются не только сами кубики, но и таблицы, на которых записаны склады. Дети сначала сливают буквы в слоги, затем слоги в слова. Непринужденно, с удовольствием, играя.
В таком классе на стене висят две большие таблицы, а под ними на столе должна лежать гора звучащих кубиков. Помещение очень просторное, чтобы дети могли спокойно передвигаться. Где-нибудь обязательно лежит пособие Зайцева «Пишу красиво» и «Складовые картинки».
Таблицы обязательно должны располагаться высоко, чтобы соблюдалась профилактика нарушений осанки и зрения. Кубики должны лежать в беспорядке, чтобы дети могли быстро переключаться при нахождении нужного кубика. Набор Зайцева состоит из кубиков различных цветов и размеров, есть и такие, которые могут издавать различные звуки (трещать, звенеть и т.п.). Это необходимо для того, чтобы происходило нужное воздействие на все анализаторы детей.
Набор Зайцева.
Из чего состоит и как сделать самому
Итак, из чего же состоит набор кубиков и таблиц Зайцева:
«Железные» маленькие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (4 шт) и т.д). На этих кубиках изображены склады со звонкими- мягкими слияниями ( по 1 кубику с гранями ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, НЬ-НЯ-НЁ-НЮ-НИ-НЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ).
«Деревянные» большие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль). На этих кубиках изображены склады со глухими- твердыми слияниями ( по 1 кубику с гранями СУ-СЫ-СЭ-С-СА-СО, ХУ-ХЫ-ХЭ-Х-ХА-ХО, Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ), ( по 2 кубика с гранями П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ).
«Деревянные» маленькие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль). На этих кубиках изображены склады со глухими- мягкими слияниями ( по 1 кубику с гранями ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ), ( 2 кубика с гранями ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ ).
«Золотые» большие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета ( А-О-У-Ы-Э -ягодка). Твердое слияние (звуки).
«Золотые» маленькие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета ( Я-Ё-Ю-И-Е — ягодка). Мягкое слияние (звуки).
«Белый» маленький. Кубик белого цвета, пустой (или плотно наполненный бумагой). На гранях кубика изображены знаки препинания (. , ? ! — ́) точка, запятая, знак вопроса, восклицательный знак, тире и знак ударения.
«Й» кубик. Маленький кубик серого, железного цвета. Наполнен большим количеством железячек, чем остальные железные кубики. На каждой грани кубика (Й-Й- Й-Й-Й-Й).
«Ъ» кубик. Большой кубик двухцветный серо-коричневый. Наполненный двумя железяками и 4 деревяшками. (ВЪ-ЗЪ-БЪ-ДЪ-ТЪ-СЪ).
Двойные кубики. Два кубика склеиваются вместе, а на их гранях пишут склады. Причем на одной плоскости нужно расположить склады, которые слышаться одинаково, а пишутся по разному (выделено курсивом).
1). Большой «железный» + Большой «золотой» (Ж—ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ).
2) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ).
3) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ).
4) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ).
5) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ).
Цвет кубиков подбирается такой, чтобы у ребенка не утомлялись и не раздражались его глаза. Текст используется с крупными и четкими печатными буквами, чтобы дети смогли видеть склады издалека. Во время занятий они будут располагаться в совершенно разных местах. Дети должны будут тренировать мышцы своих глазных яблок, чтобы уметь охватывать взглядом все склады для нахождения нужного им.
Что касается звуков, то они совершенно различны по тембру высоте. «Золотые» кубики должны звенеть, тогда как «железные» гремят, а «деревянные» издают глухие звуки». Это позволяет осознать разницу, которая есть между звонкими и глухими согласными и т.д. Дело в том, что детям очень сложно понять такие абстрактные понятия, как «звонкие или глухие» согласные. А кубики, издающие звуки определенной частоты, во время произнесения складов, прекрасно дают это понять. По методике Зайцева педагогам нужно еще дополнительно озвучивать склады при помощи подпевок. Склады пропеваются в определенной последовательности, которая изображена в таблицах (матрицах) Зайцева. Это позволяет малышам развивать слух и чувство ритма.
Кубики Зайцева можно использовать в любом возрасте, начиная от года. Самое раннее применение позволит ребенку научиться и говорить и читать. Идеальный возраст для применения -3-4года.
Как же работать с кубиками, если родители решили самостоятельно заниматься по данной методике с ребенком
Итак, в наборе Зайцева вы приобрели кубики, таблицы, кассету с напевками и обязательно саму методичку.
Выложите перед ребенком все кубики сразу. Это важно! Знакомить с кубиками нужно постепенно. Дайте ребенку рассмотреть кубики, подержать в руках, повертеть, погреметь и т.д. Попросите, как бы, между прочим, принести любой понравившийся ребенку кубик. Поверните его к малышу гранью и пропойте ее «»А-О-У-Ы-Э!». Попросите принести деревянный кубик, затем маленький.
Затем можете поиграть в игру «Найди похожую букву». Покажите ребенку любую букву на кубике и попросите найти такую же. Если малыш крутит кубик, не может найти букву и начинает переживать (говорит: «Здесь нет такой буквы»), помогите ему.
Можно разложить на полу два обруча разного цвета или две коробки и попросить ребенка разложить отдельно большие и маленькие кубики, желтые и серые и т.д.
Используя таблицу, при помощи указки пропойте любой склад и попросите найти точно такой же кубик и принести его вам.
Начните с имен и названий, самых дорогих для вашего ребенка. В одном конце комнаты установите МАМА, возле окна расположите ПАПА, а на столе поставьте ТЕТЯ ИРА. И начинайте играть с ребенком со словами «Встречаем ПАПУ, бежим к ТЕТЕ ИРЕ! А теперь идем играть с МАМОЙ». Ребенок будет обучаться в движении, без причинений вреда здоровью.
Не переживайте, если в первое время малыш сможет поиграть с кубиками менее получаса. Постепенно он дойдет и до большего времени. Даже 10 занятий по 15 минут хватит для того, чтобы малыш научился читать.
Уже есть онлайн версия Кубиков зайцева.
Кубики Зайцева, пожалуй самая оригинальная, и одна из самых действенных методик по обучению чтению малышей 3-4 лет.
В статье хорошо описаны и попевки и таблицы, спасибо!