Игры на развитие коммуникативных умений ребенка
Успешно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно доносить свои мысли помогут игры, развивающие коммуникативные навыки ребенка. Каждый человек имеет набор индивидуальных особенностей личности, которые он использует для общения, они называются коммуникативными способностями.
Обратите внимание на схему: Базовая ценность — Цель — Мысль — Действие — Привычка — Характер — Судьба.
Базовые ценности личности закладываются в семье, в основном ребенок берет пример с самых близких родных людей. По мере взросления у него появляются и меняются цели в жизни и основываясь на заложенных внутренних ценностях появляются мысли. Малыш действует, получает опыт взаимодействия, выбирает где опыт оказался для него положительным и вырабатывает определенный набор привычек поведения (навыки). Эти привычки в итоге сформируют характер и судьбу человека.
Базовые ценности — основа! Задумайтесь, а какие ценности видит ваш малыш в семье? Видит ли он что мама уважает и любит папу, а папа заботится о бабушке? Или каждый отвоевывает свое место в доме? Хотите помочь своему дитя, посмотрите на себя и измените поведение с осуждающего, на понимающее.
Игры, помогающие развить коммуникативные навыки
Неразлучный ручеёк
Цель. Научиться работать сообща, контролируя себя и других.
Подготовка. Малыши встают в колонну. Руки каждого играющего лежат на плечах игрока, который стоит впереди.
Суть игры. Постоянно держась друг за друга, дети должны выполнить ряд заданий, связанных с преодолением препятствий: встать на стул и сойти с него, пролезть между ножками стола, обогнуть «пруд», пройти через «лес», спрятаться и т.д.
Коммуникативная игра: «Крот и Сова»
Цель. Научиться поддерживать и помогать людям, доверять им.
Подготовка. Малыши делятся на пары. Один ребёнок в паре закрывает глаза – Крот. Второй ребёнок встаёт за спиной своей пары (примерно в метре), чтобы руководить действиями Крота – Сова.
Суть игры. Сова отдаёт команды Кроту, который должен не открывая глаз выполнять их, например: подойти к столу или шкафу, взять тот или иной предмет. При этом Сова должна помогать командами обходить препятствия и избегать столкновений с другими парами. Затем по команде воспитателя дети в парах меняются ролями.
Итог. После игры воспитатель проводит опрос на предмет, кто чувствовал себя комфортно, а кто неуверенно и почему.
Чувствительные водоросли
Цель. Научиться решать задачи путём общения, снятие барьеров, связанных с прикосновениями.
Подготовка. Среди детей выбирается водящий, а остальные становятся в круг, изображая Водоросли.
Суть игры. Водящий стремится проникнуть внутрь круга, разговаривая с Водорослями и дотрагиваясь до них. Водоросли могут пропустить его внутрь, а могут и отказать. Всё зависит от того, как их попросят. Затем водящего сменяет другой игрок и так до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.
Коммуникативная игра: «Волшебные слова»
Цель. Научиться уважительному общению, выработать привычки использования вежливых слов.
Подготовка. Дети встают в круг. У одного из них в руках мяч.
Суть игры. Малыши кидают мяч друг другу. Каждый бросок сопровождается вежливым словом по определённой тематике: слова благодарности, приветствия, прощания.
Цветик-Семицветик
Цель. Научиться делать выбор между личным и общественным, сотрудничать, дружить. Развитие чувства коллективизма.
Подготовка. Цветок из бумаги с количеством лепестков, по числу детей. Лепестки должны легко отрываться. Детям зачитывается сказка Цветик-Семицветик (если она им знакома, то данный пункт пропустить).
Суть игры. Малышам задаётся вопрос: «Что бы ты сделал для всех нас, если бы у нас был такой цветок?». Дети по очереди отрывают лепестки (каждый по одному), проговаривают волшебные слова из сказки и загадывают желание.
Волшебная поляна
Цель. Научиться быть внимательными и уважительными, налаживать хорошие отношения, делать комплименты, замечать хорошее в людях.
Подготовка. Кусок зелёной материи или картона. Лепестки, вырезанные из бумаги по количеству детей.
Суть игры. Воспитатель объясняет, что зелёная поляна грустная и надо её украсить цветами. Чтобы цветы расцвели, каждый малыш должен сказать что-то хорошее любому из детей-участников. После этого ребёнок может положить свой лепесток на полянку. Хорошие слова должны быть сказаны каждому ребёнку.
Итог. Воспитатель объясняет, что от хороших слов полянка становится весёлой, а настроение у всех улучшается, поэтому их надо говорить чаще.
Руки знакомятся, ссорятся, мирятся
Цель. Развитие умений понимать чувства других и выражать свои.
Подготовка. Малыши делятся на пары и садятся или встают друг против друга. Расстояние между детьми в паре должно быть равно вытянутой руке.
Суть игры. Дети закрывают глаза и по команде воспитателя выполняют три задания: 1. Вытянуть руки и познакомиться друг с другом руками. 2. Найти руки партнёра и поссорится руками. 3. Снова вытянуть руки и помириться с их помощью.
Коммуникативные игры, развивающие воображение
Придуманные ситуации
Цель. Развитие умения контактировать, рассказывать о своих чувствах, содержательно говорить о них, выражать свои эмоции мимикой.
Суть игры. Воспитатель описывает некоторые ситуации, а детям надо их разыграть. Примеры ситуаций:
- дети поссорились, и кто-то должен их помирить;
- попросить кого-то поиграть в его игрушку;
- пожалеть щенка или котёнка;
- попросить прощения у обиженного тобой друга;
- познакомиться с новыми детьми на площадке;
- попросить помочь найти потерянную игрушку;
- попроситься в группу играющих детей;
- успокоить плачущего малыша;
- оценить чьё-то неправильное поведение, например: если кто-то бросается хлебом в столовой.
Коммуникативная игра: «Покажи фразу»
Цель. Научиться общаться не вербально.
Суть игры. Детям предлагается по очереди жестами показать какую-либо пословицу или поговорку.
За стеклом
Цель. Научиться общаться не вербально.
Суть игры. Дети делятся на пары. Они должны представить, что между ними стекло, которое не пропускает звуков, и по очереди показать друг другу простую фразу или своё желание, например: «Мне холодно», «Я хочу есть», «Надень шапку» и пр. Другой ребёнок должен понять, что ему говорят.
Коммуникативная игра «Дорисуй…»
Цель. Развитие фантазии, а также уважения к другим с учётом своих и чужих интересов.
Суть игры. Дети разбиваются парами. Воспитатель даёт одному ребёнку из пары волшебный фломастер. Задача первого малыша нарисовать на листе бумаги закорючку, а второго – дорисовать что-то, чтобы получилось растение, животное или предмет. После этого игроки меняются.
Ответь на вопросы
Цель. Развитие умения кратко, по сути отвечать на вопросы, вежливо общаться с разными людьми.
Суть игры. Дети садятся в круг. Из них выбирается Гость, который садится в центре. Участники задают Гостю вопросы на заданную тему (выходной день, поход в цирк, зоопарк, день рождения друга). Гость должен на них кратко и ёмко отвечать. Затем выбирается новый Гость и задаётся новая тема.
О чём я говорю?
Цель. Развитие умения разбираться в коммуникативных ситуациях.
Суть игры. Один из детей придумывает и проговаривает несколько предложений от лица человека какой-то профессии или находящегося в какой-то ситуации. Задача других определить от чьего лица была речь, и в какой ситуации она могла быть произнесена.
Угадай, кто?
Цель. Развитие памяти и внимания, а также умения описать объект.
Суть игры. Дети садятся и закрывают глаза. Воспитатель выбирает одного из малышей и отводит за ширму. Участники открывают глаза и сначала угадывают, кого не хватает, а затем стараются описать его как можно точнее (как выглядит, в чём одет и т.д.). Затем воспитатель выпускает «задержанного» и все сравнивают точность описания.
Словесная цепочка
Цель. Развитие памяти и умения общаться не вербально.
Подготовка. В игре должны участвовать 6 или 7 детей.
Суть игры. Участники образуют круг. Первый игрок говорит любое слово, второй повторяет его и дополняет своим словом, чтобы начала получаться фраза, третий повторяет уже два слова и дополняет своим. Когда все участники выполнят это задание, они должны показать получившуюся фразу при помощи мимики и жестов.
Злые звери – добрые, добрые звери – злые
Цель игры. Развитие навыков коммуникативного общения и эмоционального восприятия.
Суть игры. Воспитатель предлагает малышам представить, что пальцы на правой и левой руке это два вида зверушек, поменявшихся ролями, например: добрые лисички и злые зайчики, хорошие кошечки или плохие мышки и т.д. Задача ребёнка организовать разговор между пальчиками, познакомить их, поиграть, а может и поссорится. Если у малыша игра хорошо получилась, то имеет смысл предложить ему познакомиться с пальчиками других детей.
Итог. Воспитатель может отследить наличие и уровень развития навыков общения у каждого ребёнка. Кроме того, игра оказывает положительное влияние на аутичных детей, а также малышей с признаками наличия гиперактивности или излишней агрессии.
Похлопаем, потопаем
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения, а также слухового восприятия и внимания.
Суть игры. Воспитатель проговаривает предложения с описанием ситуации и реакцией на неё. Реакции могут быть правильными и неправильными, например: «Ваня съел кусочек торта, и он ему так понравился, что остальной торт он выбросил» или «Саша поделился с Петей игрушкой, и они вместе весело поиграли». Задача детей понять предложение, оценить его и определённым действием выразить своё согласие (хлопаньем) или несогласие (топаньем) с реакцией героя предложения.
Расскажи о себе
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения, расширение словарного запаса.
Подготовка. Для игры нужно не менее 3 участников.
Суть игры. Дети должны представить, что они уже взрослые. Из участников выбирается ведущий, который встаёт перед остальными играющими. Его задача подойти по очереди к кому-либо из участников, попросить полностью представиться (фамилия, имя, отчество) и задать 2-3 вопроса о его взрослой жизни (работа, увлечения, семья, дом и т.д.). Затем ведущим становится тот, кого интервьюировали. В процессе игры ведущим должны побывать все участники и все должны отвечать на вопросы. Задача воспитателя контролировать игру и помогать, но только в том случае, если у кого возникнут затруднения в придумывании вопросов.
Мостик через пропасть
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения, ловкости, моторики.
Подготовка. Участники делятся на 2 группы с одинаковым количеством игроков. На полу (площадке) рисуются две параллельные черты на расстоянии 30-40 см – Мост.
Суть игры. Группы размещаются по разным сторонам Моста. По одному человеку из каждой группы выходят на мост и движутся навстречу друг другу. Двигаться надо синхронно, иначе Мост может «перевернуться». Так же Мост «переворачивается», если кто-то заступил за черту. По ходу движения игроки могут общаться, контролируя действия друг друга, а на середине осторожно поменяться местами. Когда оба игрока окажутся на противоположных сторонах, в игру вступает другая пара. Выигрывает команда у кого больше пар поменялись местами.
Охотники за сокровищами
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения, умения контролировать эмоции.
Подготовка. Количество участников от 4 человек. В качестве сокровища выступает маленькая игрушка, которую можно спрятать в кулаке.
Суть игры. Среди детей выбирается водящий. Он поворачивается спиной к остальным и считает до 10. В это время остальные участники передают друг другу игрушку по кругу. Когда счёт заканчивается, тот игрок у кого оказалось сокровище, прячет его в кулак и вытягивает руки вперёд, так же руки вытягивают и остальные игроки. Задача водящего угадать, кто спрятал игрушку в кулаке. Если он сделал это правильно, то водящий и игрок меняются местами, если нет, то игра просто повторяется.
Неразлучники
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения, умения работать совместно с партнёром, графических навыков.
Подготовка. В игре участвует чётное количество игроков. Необходимо иметь: большой лист бумаги, восковые мелки, перевязочные материалы.
Суть игры. Дети делятся на пары. Игроки в каждой паре садятся за стол, соприкасаясь плечами. Левая рука одного игрока связывается с правой рукой другого от кисти до локтя. Каждому из игроков в привязанную руку даётся мелок (разных цветов). В течение минуты игроки в парах должны договориться, что они совместно должны нарисовать. На выполнение самого рисунка даётся 5 минут.
Разговор по душам
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения.
Подготовка. Количество участников от двух человек (из них один взрослый).
Суть игры. Начинается игра с фразы взрослого: «Я бы стал…», после чего проговаривает, кем бы он хотел стать, например: магом, школьником, футболистом, слоном, телефоном и т.д. Затем ребёнку задаётся вопрос: «Ответь, почему?». Собеседник отвечает и ведётся диалог. Если в игре принимают участие несколько детей, то разговор ведётся с каждый по очереди. На втором этапе взрослый и ребёнок меняются ролями. При этом взрослый не должен критиковать или давать оценки желаниям ребёнка.
Связанные одной нитью
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения.
Подготовка. Количество участников не менее 4 детей + 1 взрослый. Для игры нужен клубок ниток и карандаши.
Суть игры. Малыши садятся полукругом, каждому дается в руки карандаш. Взрослый (ведущий) стоит в центре. Конец нитки ведущий наматывает на свой карандаш и кидает клубок кому-то из игроков с любым вопросом (твоё имя, где живёшь, что тебе нравится, кого ты боишься и т.д.). Поймав клубок, ребёнок должен намотать нитку на свой карандаш и ответить на заданный вопрос. Потом он кидает клубок другому игроку и задаёт свой вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут «связаны» ниткой. Если малыш не смог ответить на вопрос он просто перебрасывает его ведущему.
Итог. Игра способствует образованию понимания, что все люди чем-то связаны друг с другом. По результатам игры взрослый участник сможет выявить детей, у которых наблюдаются проблемы в общении.
Болотная кочка
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения, удаление тактильных барьеров.
Подготовка. Количество участников не менее 4 детей или кратно 4. Для игры нужна газета формата А2 (в развёрнутом виде).
Суть игры. На полу расстилается газете (Болотная кочка), на которую по команде встают 4 участника. Если игроков 8 или 12, то расстилается 2 или 3 газеты соответственно. Затем игрокам разрешается свободно передвигаться по комнате, а газета складывается вдвое. По команде игроки должны снова запрыгнуть на Кочку. Чем меньше становится Кочка, тем теснее игрокам придётся прижиматься друг к другу. Процесс повторяется до тех пор, пока кто-то из игроков не сможет уместиться на газете.
Картина
Цель. Развитие навыков коммуникативного общения, координации, моторики, выразительности движений.
Суть игры. Среди детей выбирается водящий. Остальные участники в течение минуты обсуждают и изображают сценку, замерев в каких-либо позициях. Задача водящего понять смысл Картины. Игрокам нельзя двигаться, пока водящий не угадает, что изображено на Картине или не выдаст оговоренное количество неправильных вариантов.
Войди в крепость
Цель. Развитие навыков межличностного общения, умения принимать верные решения, эмпатии.
Подготовка. Число участников от 5 до 10.
Суть игры. Среди детей выбирается водящий. Остальные игроки становятся в плотный круг, обнимая друг друга за талии – создают Крепость. Задача водящего проникнуть внутрь круга. Действовать он может любыми методами: уговорами, толканиями, пытаясь разомкнуть цепь и т.д. Если водящему это удалось, то его место занимает пропустивший водящего игрок.
Старички и старушки
Цель. Развитие навыков межличностного общения, эмпатии, умения доверять людям, а также ловкости.
Подготовка. Игроков должно быть не менее 8. Реквизит – платки, чтобы завязать глаза. На полу чертятся две линии, образуя дорогу шириной 1,5-2 м. По одну сторону дороги отмечаются площадки Дом и Аптека, по другую – Больница.
Суть игры. Игроки делятся на несколько групп: дедушки/бабушки, внуки/внучки, машины, доктор, аптекарь. Доктор и аптекарь располагаются на своих площадках. Машины бегают по Дороге, соблюдая правила дорожного движения. Дедушкам/бабушкам завязываются глаза. Задача внуков/внучек отвести дедушку/бабушку в Больницу, чтобы их не сбила машина, показать Доктору, потом отвести через дорогу в Аптеку, а потом довести до Дома. Если игроков много, то можно сделать две дороги, а Дом расположить между ними. Игра при этом несколько усложниться.
Кто кричал?
Цель. Развитие слухового восприятия, умения завязывать новые отношения, интереса к сверстникам.
Подготовка. В игре принимают участие 5-6 детей.
Суть игры. Водящий становится спиной к остальным ребятам. Один из игроков кричит: «Ау!». Задача водящего опознать того, кто его позвал. Если у него получилось, то дети меняются местами, если нет, то водящий продолжает игру на своём месте.
Высотное здание
Цель. Развитие умения работать сообща (в команде) и договариваться.
Подготовка. Для игры нужно 5-6 детей, 3-5 кубиков или других строительных элементов с прямыми углами на человека, рулетка.
Суть игры. Дети располагаются кружком и начинают строить башню, выкладывая каждый по одному элементу за ход. Игра останавливается, если хотя бы один элемент упадёт. В процессе игры дети могут обсуждать и давать советы игроку, делающему свой ход: какой элемент взять и как его лучше положить.