Ребенок пишет в зеркальном отражении

 

Одни родители лишь посмеиваются, когда видят, что их кроха пишет буквы и цифры «задом наперед», полагая, что в школе научат, как надо. Другие же сильно переживают по этому поводу, опасаются, не является ли это патологией развития, и начинают искать способы коррекции.

 

Ребенок пишет в зеркальном отражении: норма или патология?

пишет в зеркальном отраженииУ маленького ребенка нервная система и головной мозг развиваются с определенной, запрограммированной от природы скоростью, поэтому теми или иными навыками малыш полноценно сможет овладеть лишь в подходящем для этого возрасте, когда созреют все необходимые для данного действия функции нервной системы и отделы головного мозга.

Однако некоторые родители, и даже педагоги, будучи одержимы идеей раннего развития, не учитывают этого, и стараются форсировать процесс обучения. И тогда дитя, у которого еще не сформировались, как следует, процессы зрительного анализа, синтеза и пространственные представления, начинают учить читать и писать. В результате малыш читает, но не понимает смысла прочитанного, а пишет «почерком Леонардо» – в зеркальном отображении.

Скорректировать последствия раннего обучения бывает порой непросто, поэтому не следует начинать учить кроху чтению и письму до тех пор, пока он не научился различать правую и левую руки, сравнивать предметы по форме и величине, различать направления в пространстве. То есть, до того, как приступать к обучению грамоте, малыша следует научить различать предметы по таким признакам как: больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче. Также он должен уметь называть направления в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Перед обучением письму важно научить дитя еще и правильно употреблять предлоги, обозначающие расположение предметов друг относительно друга (перед, за, около, над, под).

Всеми вышеперечисленными навыками дети овладевают в возрасте 5-6 лет, поэтому обучать письму до 5,5 лет не нужно. У некоторых детей, чаще это касается мальчиков, соответствующие отделы головного мозга развиваются чуть медленнее. Таким образом, дети до 7-8 лет могут ошибаться в написании букв и цифр, и это абсолютно нормально.

Если же вас гложут сомнения, не пора ли обратиться к дефектологу, то попробуйте провести простой тест: покажите ребенку, неправильно написавшему буквы в слове, правильный вариант написания и спросите, написано ли у него так же, как на образце. Если у малыша нет никаких нарушений в развитии, то он сам увидит свою ошибку.

 

Пишет задом – наперед, когда пора к специалисту?

Особого внимания при обучении письму требуют дети с явной или скрытой леворукостью, так как левши несколько иначе, нежели праворукие, воспринимают пространство и имеют некоторые особенности в зрительно-моторной координации.

В отдельную группу можно выделить детей со скрытой леворукостью. Эти дети научились выполнять разные трудовые операции правой рукой, но ведущей у них является все же левая рука, а проявляется это чаще всего в ситуации стресса. Выявить скрытую леворукость можно, предложив ребенку выполнить незнакомое ранее действие новым для него предметом (например, вскопать землю в цветочном горшке с помощью тяпки). Дети со скрытой леворукостью обычно берут незнакомый предмет не правой рукой, а левой, хотя едят и рисуют так, как их учили – правой рукой. Скрытые левши очень часто пишут в зеркальном отображении не только буквы, но даже целые слова и предложения.

Коррекцией «зеркального» письма у левшей должен заниматься специалист, так как помимо этого недостатка при освоении навыка письма леворукие дети и, особенно, скрытые левши, встречаются и еще с рядом других трудностей. Сами трудности и степень их проявления могут быть очень индивидуальными, поэтому и при коррекции требуется индивидуальный подход. Если ваш ребенок пишет буквы в зеркальном отображении и является явным или скрытым левшой, то вам необходима консультация врача-логопеда.

А вот детям, у которых дисграфия связана с особенностями развития нервной системы и головного мозга, потребуется не только помощь логопеда и дефектолога, но и консультация врача-невропатолога. После ряда обследований, которые помогут оценить состояние ребенка, врачи не только подберут индивидуальную коррекционную программу, но и предложат специальные процедуры или медикаментозное лечение.

 

«Зеркальное» письмо: методы коррекции

Если у вашего ребенка нет описанных выше особенностей развития, то скорректировать написание букв и цифр в зеркальном отображении вполне под силу самим родителям. Начинать работу следует с упражнений, закрепляющих умение ориентироваться в пространстве (найди у себя правое ушко, левый глаз, правое колено; что находится справа от тебя, слева, впереди и т.п.). Затем нужно перейти к упражнениям на копирование узоров, рисунков и геометрических фигур, потом детям предлагаются графические диктанты и рисование по клеткам. Хорошая игра для коррекции «зеркального» письма: напишите половину буквы, пусть малыш дорисует оставшуюся половину.

Старайтесь в повседневной жизни играть с ребенком в игры, развивающие его мелкую моторику: собирать игрушки из конструктора, лепить, рисовать и раскрашивать, делать аппликации, работать с природным материалом, бисером, песком. При изучении букв используйте прием моделирования из разных материалов: буквы можно выкладывать из палочек, лепить из пластилина и соленого теста, выкладывать из пуговиц, риса, фасоли или гречки.

При освоении грамоты подключайте все возможные тактильные ощущения. Например, рисуйте букву пальцем на спине у ребенка, а он пусть старается угадать, что это за буква. Используйте в коррекционной работе и любимую всеми детьми игру «Чудесный мешочек». Сначала кладите в мешочек небольшие предметы, а ребенок на ощупь должен определить, что он держит в руке. Затем к предметам можно добавлять выученные буквы из магнитной азбуки, а малыш на ощупь должен определить и назвать букву, которая попалась ему в руку.

Следующий этап работы – это реконструирование букв, то есть превращение одной буквы в другую (например, чтобы из Ж получилась К надо убрать две палочки) и игра «Найди ошибки», в которой ребенку предлагается помочь какому-нибудь сказочному герою найти ошибки в письме (в словах некоторые буквы умышленно перевернуты).

В процессе коррекционной работы обязательно используйте наглядные материалы: повесьте дома яркий плакат с буквами и картинками. Неплохо, если плакат будет еще и «говорящим» – при нажатии на изображение буквы пособие ее озвучивает. Также используйте в работе магнитную азбуку и специальные коврики-вкладыши.

На заключительном этапе работы ребенку предлагают написание диктантов: сначала диктуются только отдельные буквы, а затем и несложные слова. При написании диктантов важно, чтобы ребенок писал в строке слева направо, а элементы букв дописывал только с правой стороны и сверху вниз.

Практически всегда дети, которые пишут буквы в зеркальном отображении, то же самое проделывают и с цифрами. Коррекционная работа над правильным написанием цифр ведется точно так же, как и с буквами.

В играх и развлечениях для детей, страдающих зеркальным письмом, полезно использовать всевозможные конструкторы, разрезные картинки, пазлы, детское домино (с буквами и цифрами), лото, лабиринты и мозаики.

 

Прокомментировать