Ребенок не выговаривает букву «Р»
Почему дети не выговаривают букву «Р»
Для начала разберемся с тем, сколько вашему ребенку лет. Уже с первого года своей жизни детки начинают пытаться разговаривать, конечно, это сложно назвать речью, скорее это набор звуков или обрывки слов, но уже тогда родители могут различить некоторые нарушения речи. Не спешите прибегать к радикальным мерам. Если вашему малышу до 5 лет, то все незначительные фонетические трудности считаются абсолютно нормальными (обратите внимание что именно незначительные трудности остаются в рамках нормальности, если ребенок молчит или не может переносить свои мысли на слова, тогда нужна квалифицированная помощь доктора!). До этого возраста ребенок должен сам стараться справиться со сложными звуками, а вот если к началу 6 года никаких изменений не произошло, тогда стоит ребенка немного подтолкнуть в правильном направлении и помочь ему.
Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р»» (это больше похоже на хрип), то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой и в этом случает обязательно нужно обратиться к специалистам.
В случае если логопед не выявил никаких физиологических нарушений (это значит, что не требуются ни скобы, пластинки на зубы, не требуется подрезать ничего в ротовой полости, и не назначены никакие другие операции), а ребенок по-прежнему не выговаривает этот звук, следует прибегнуть к помощи простых, но эффективных упражнений.
Если вы хотите самостоятельно научить ребенка произносить звуки, то начните с себя. Старайтесь разговаривать четко и внятно, не глотайте окончания в словах и используйте больше проблемных для ребенка слов, например, трактор, корректор, пекарь, снегири и так далее. Детки очень хорошо запоминают «на слух», а ваше правильное произношение поможет им.
Упражнения, для правильного произношения буквы «Р»
2. Для ребенка можно установить правило «перед едой чистить зубки языком». Все очень просто, попросите малыша открыть ротик и кончиком языка «протереть» внутреннюю сторону каждого зубика. Внимательно следите за тем, чтобы малыш не двигал нижней челюстью, иначе эффекта от упражнения не будет.
4. Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять регулярно до тех пор, пока речь ребенка не нормализуется, но кроме этого, доктора советуют тренироваться и на других не менее сложных для ребенка звуках (даже если с ними у малыша проблем нет), например, длительные «д» или «з». В комплексе с другими звуками ребенку будет легче выговорить сложную букву «р», а после первых успехов в произношении нужно начинать фонетические тренировки с помощью песенок и стихов.
5. До начала тренировки ребенку нужно показать правильную артикуляцию: попросите малыша поставить кончик языка у бугорков за зубками, боковые края нужно прижать к зубам и создавать вибрации с помощью напора выдыхаемого ребенком воздуха. В таком положении нужно повторять рифмующиеся строчки:
Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора;
Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро;
Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары;
Ри-Ри-Ри, прилетели снегири;
Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор;
Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.
6. После того как малыш закончит выполнять это упражнение, перейдите к следующему (предварительно, конечно, дайте малышу попить водички и немного передохнуть).
7. Это занятие базируется на частой тренировке кончика язычка с помощью быстрого повторения одного и того же звука. Для такого урока лучше выбрать буквы «т», «ж» и «д». В течении нескольких минут малыш должен произносить одну и ту же букву (например, т,т,т,т,т), после этого пусть старается произносить скороговорки, которые содержать в себе тяжелые для произношения звуки, что-то вроде этой – Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.
Все упражнения должны давать результат уже после полугода тренировок. Конечно, кроме самострельного лечения, неплохо было бы обращаться иногда и к врачу, пусть лучше квалифицированный доктор следит за процессом выздоровления. Если проблемой заниматься, то она обязательно исчезнет и малыш перестанет испытывать трудности в произношении буквы «Р».
Спасибо за полезные упражнения.
Я логопед. Спасибо за идеи, но хочется уточнить некоторые не совсем верные моменты:
1) Прежде всего, название статьи не корректное. «Букву» выговаривать или не выговаривать нельзя, ее можно только видеть или писать. А произнести и услышать можно только звук. Так что речь идет о звуке «Р» (а заодно и «Рь»).
2) Не нужно идти «к доктору», речь не идет о болезни и «процессе выздоровления». Обратитесь к логопеду! Да, логопед сидит и в поликлинике, тогда он доктор. Но чаще всего логопед — это педагог. Обратитесь за консультацией и, если нужно, организуйте для своего ребенка занятия с помощью логопеда или займитесь сами.
3) Вариантами неверного произнесения звуков могут быть не только искажения (например, гортанное «Р» , как написано в статье), но и замены (вместо «Р» ребенок говорит «Л» или «Й») или пропуски звуков (вместо «дырка» говоря «дыка»).
4) Автор статьи пишет «Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р», то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой» — может быть, но чаще всего это не связано.
5) Причины неверного произнесения звуков разнообразны: это не только физиологические особенности строения языка, зубов, но и другие. Причем, на самом деле очень редко, когда реально понадобятся хирургические вмешательства, например, подрезание уздечки языка, так как все логопеды знают: при помощи специальных упражнений подъязычная уздечка растягивается!
6) Если Вы показали своему ребенку перед зеркалом, как Вы произносите какой-либо звук, а у ребенка по подражанию не получилось его повторить, то использовать трудные слова или скороговорки нельзя — так Вы только закрепите неправильное произнесение!
7) До начала тренировки, действительно, ребенку нужно показать правильную артикуляцию. Однако, в таком положении ни в коем случае не нужно повторять рифмующиеся строчки. Потому что основной логопедический принцип таков: подготовительный этап (привитие интереса ребенка к занятиям, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, иногда логопедический массаж), потом артикуляционные упражнения, потом вызывание изолированного звука, например, «Ррррр», потом тренировка «Порычи, как тигр, как трактор», потом длительная тренировка звука в слогах Ар, Ор, Ур, Ыр, Эр, Ра, Ро, РУ, Ры, Рэ, потом в простых словах типа «Пар», «Рак» и в слогах со стечением: «Кра», «Тра» и т.д. Только потом в предлагаемых автором статьи словосочетаниях. Тренировать можно только уже верно произносимый звук! И потом еще ведется работа по дифференциации звуков «Р» и «Л», так как ребенок начинает их путать. И только потом от ребенка можно требовать, чтобы он произносил данный звук в собственной речи, например, когда говорит «пРивет».
8) Если Вы решили заниматься сами, то сначала начинайте делать с ребенком артикуляционную гимнастику: упражнения для губ, щек, языка. Хорошо использовать для этого книжки с картинками типа «Тру-ля-ля для язычка». Полезно также делать с ребенком пальчиковую гимнастику, так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием артикуляционной.
9) Среди этих упражнений выделяются упражнения для разных групп сложных звуков: для «Р» и «Рь», для «Л» и «Ль», для свистящих «С», «Сь», «З», Зь» и «Ц» и для шипящих «Ш», «Щ», «Ж» и «Ч». Выберете те, которые нужны вашему ребенку. Заниматься постановкой всех звуков одновременно неправильно.
10) Для постановки звуков «Р» и «Рь» подходят упражнения «поцокай, как лошадка», «Красим языком нёбо», «Чистим зубки языком» — только не каждый зубик, а верхние зубки с внутренней стороны — все те упражнения, которые способствуют поднятию языка вверх и приклеиванию его к небу за верхними зубками.
11) Упражнение по частому произнесению «д-д-д-д», «з-з-з-з» или «ж-ж-ж-ж» хорошее, но никакой даже взрослый не согласится произносить это несколько минут.
12) Можно попробовать «завести мотор» — помочь ребенку почувствовать вибрацию кончика языка: попросите его произносить «д-д-д-д», при этом рот ребенка должен быть чуть приоткрыт, губы в улыбке, язык широкий. Под язык поместите чистый указательный палец ребенка или палочку с шариком на конце (у логопедов есть такой специальный шариковый зонд) и двигайте из стороны в сторону. Иногда у ребенка может получаться звук «Др». И это то, что нужно. Дальше закрепление «Др-р-р», которое постепенно перейдет в «Р». А потом по схеме: звук — слоги — слова — фразы — тексты — собственная речь.
И напоследок: у обычного ребенка 4 — 6 лет этап постановки звука «Р» на занятиях у хорошего логопеда занимает около 3 недель (при выполнении рекомендаций родителями дома), а дальше этап автоматизации, то есть введение звука в слоги, слова, фразы и т.д.
Занимайтесь, пробуйте. Удачи всем мамам и папам!
Благодарим вас за профессиональную оценку и полезные советы. Рекомендации настоящих специалистов очень ценны, как для нас, так и для посетителей нашего сайта.
Попробуйте 2 слова мне по могло до 7 класса не мог.ТЫ НЕ ФЫКОЛЬПНЕШЬ Я ФЫКОЛЬПНУ
Причём тут фыкольнешь? Тут реч идёт о произношении, о правильном произношении звука «Р»
Я считаю, что если в течении месяца логопед пе смог поставить вашему ребенку легкие звуки ш, например. То Р ставить нужно уже у друголо логопера.
Мне 36 лет я не могу выговаривать букву р, как мне быть?