Как правильно выучить алфавит с ребенком

Изучение ребёнком алфавита в современном мире является желательным, но не обязательным делом в процессе подготовки маленького человечка к школе. Конечно, в первом классе детки и так будут изучать буквы, однако многие нынешние программы обучения предполагают, что шести или семилетки уже имеют представление о буквах и цифрах. Разумеется, дать ребёнку подобные знания можно записав в один из многочисленных развивающих центров. Но при желании и наличии свободного времени лучше сделать это самостоятельно. Для этого всего лишь надо знать, как правильно выучить алфавит с ребенком.Ребенок учит алфавит

 

Когда начинать учить алфавит

Вопрос, озвученный в данном подзаголовке, до сих пор однозначного ответа не имеет. И родители, и педагоги много лет отчаянно спорят по этому поводу. Кто-то считает, что лучше начинать заниматься с ребёнком пораньше – года в 3-4. Другие же настаивают на том, что стоит потянуть лет до 5-6, а лучше вообще до школы. Там малыш всему и научится.

Классическая педагогика считает, что до 5 лет мозг ребёнка действительно ещё не приспособлен к правильному восприятию и запоминанию таких абстрактных понятий как буквы. До этого возраста малыш знакомится исключительно с реальными объектами окружающего мира. А вот после 5 лет маленький человечек уже готов понять связь между абстрактным значком и определённым звуком.

Кроме того, к 5 годам у малыша уже в достаточной степени развивается речевой аппарат, т.е. большинство звуков он воспроизводит правильно или, по крайней мере, осознаёт свои ошибки. Это в значительной степени облегчает задачу изучения алфавита. Ведь если в более раннем возрасте ребёнок привык неправильно воспроизводить название той или иной буквы, то эта ошибка у него может сохраняться достаточно долго.

Как правильно учить алфавит, общие правила

Как учить алфавит общие рекомендации

Если родители считают, что их ребёнок готов к изучению алфавита, то так тому и быть. Можно приступать. Но для начала надо усвоить несколько общих правил-рекомендаций от профессиональных педагогов.

Все занятие с ребёнком должны проходить в игровой форме. Иначе малышу они будут не интересны, а значит и не принесут пользы. Если маленький человечек не хочет заниматься, то не стоит его заставлять. Скорее всего, он просто не готов к началу образовательного процесса. В таком случае повторить попытку нужно через какое-то время.

Время занятий не должно быть большим. Начинать следует с 5-10 минут, постепенно увеличивая длину «урока» до получаса. При этом если малыш начал отвлекаться, то можно сделать небольшую переменку (примерно на 3-5 минут), а затем закончить занятия.

Торопиться при изучении алфавита не стоит. Достаточно запоминать по букве в 2 дня. Ускорять процесс не стоит, даже если малыш легко справляется с поставленными задачами. Лучше как следует закрепить изучаемый материал, попробовав нарисовать ту или иную букву, выложив её из каких-нибудь мелких предметов (горошинок, конфеток и т.д.) или создав забавную ассоциацию (на что буква похожа). Это позволит не только хорошо запомнить изучаемую литеру, но и послужит дополнительным занятием для развития мышления, памяти, мелкой моторики и пр.

Изучать буквы следует не в той последовательности, что они стоят в алфавите. К правильному порядку можно будет вернуться впоследствии. Сначала надо познакомить малыша с простыми буквами и теми, которые наиболее часто употребляются. Оптимальный вариант – начать с гласных, а уже потом с согласных букв. Кстати, изучать надо не буквы, а звуки, т.е. не «эм», а «мэ».

Каждое следующее занятие надо начитать с повторения прошлых уроков. В противном случае малыш просто позабудет то, что было пару-тройку дней назад. Самый простой вариант – попросить своего ученика назвать предметы, которые начинаются на пройденную букву. Кстати, повторением можно заниматься не только дома, но и во время прогулки или по дороге в детский сад. Для этого достаточно просто рассматривать вывески, написанные удобоваримым (понятным ребёнку) шрифтом.

Учебные и другие пособия для изучения алфавита

Учебные и наглядные пособия

Изучение алфавита в любом возрасте немыслимо без применения наглядных и учебных пособий. И самым важным является букварь. Конечно, можно обойтись и буквами с картинками, напечатанными на одном большом листе. Однако данное наглядное пособие лучше использовать в качестве дополнительного, для закрепления пройденного материала.

Букварь для занятий можно взять любой. Однако педагоги не советуют покупать ультрасовременные учебники с абстрактными или тематическими понятиями. В таких изданиях часто встречаются слова, с которыми маленький человечек ещё не знаком, например: непонятные названия животных и птиц (удод, нырок, выхухоль и т.д.) или понятия (туман, радость и пр.). Иллюстрации в букваре должны быть понятны малышу и изображать знакомые ему предметы: арбуз, барабан, ведро, …, птица, …, стол, …, яблоко.

Если подходящего букваря найти не удалось, то можно сделать его самостоятельно. Для этого достаточно в альбоме или тетрадке написать крупные буквы, слова, которые начинаются с этой литеры, и нарисовать или наклеить соответствующие картинки. Кстати, делать это можно вместе с ребёнком. Так будет и веселее, и полезнее для малыша.

Хорошим подспорьем в изучении алфавита становятся магнитные или объёмные буквы. Малышу можно давать их все сразу. Играя ими, ребёнок неосознанно будет запоминать их начертания. Ещё одним плюсом подобных литер является то, что малыш будет изучать алфавит не только визуально, но и тактильно. Сам же процесс изучения строится так же, как и с букварём. Ребёнку показывается буква, называются соответствующие слова и для закрепления показываются картинки. По мере изучения букв из магнитных литер уже можно составлять отдельные слоги или целые слова. Это станет хорошим подспорьем для обучения чтению. С этой же целью можно использовать и кубики с буковками. Но всё-таки магнитные и объёмные буквы – это скорее дополнительное наглядное пособие, чем основной инструмент обучения алфавиту.

Значительно облегчают процесс обучения и самые разнообразные версии электронных азбук. Тут при нажатии на определённую букву маленький человечек услышит её звучание и ассоциативный стишок. Электронная игрушка действительно удобна, но не стоит возлагать на неё большие надежды. Без участия мамы или папы она так и останется игрушкой, а не превратится в наглядное или учебное пособие.

Интересный и, главное, эффективный вариант изучения алфавита был придуман относительно недавно – с появлением такого канцелярского товара, как стикеры. Работать с ними просто: на клейких листочках пишутся маркером крупные и яркие буквы (по одной на каждом) и расклеиваются по дому на соответствующих предметах. Естественно названия предметов должны начинаться с той буквы, которая написана на бумажке: С – стол, Т – телевизор, Л – лампа, Ш – шкаф и т.д. Конечно, малышу периодически нужно будет называть предметы, показывая на буквы. В итоге у ребёнка появятся чёткие связи между написанной буквой и конкретным предметом. Разумеется, в этом случае знакомство с буквами основным способом, в виде получасовых занятий, отменять не стоит. Стикеры – это опять же лишь дополнение к регулярным занятиям.

На самом деле использовать для изучения алфавита можно любые подручные средства. Литеры можно лепить из пластилина, выкладывать из спичек, камешков или листиков. Фантазия тут ничем не ограничивается. Главное, чтобы занятия увлекли маленького человечка.

Помощь при изучения алфавита

В помощь малышу

Детки обучаются с разной скоростью, поэтому чтобы помочь малышу выучить алфавит не стоит… спешить. Конечно, маме и папе очень хочется побыстрее похвастаться, что их малыш уже самостоятельно читает стихи Барто или Маршака, а вскоре приступит к Пушкину и Толстому. Спешка в данном вопросе может только навредить. Если ребёнку скучно и неинтересно, то его ни в коем случае не стоит заставлять. Опытные педагоги утверждают, что лучше осваивают алфавит и начинают читать детки, чьи родители не ставили себе цель научить этому своё чадо как можно быстрее.

Не стоит заниматься и в том случае, если у ребёнка плохое самочувствие или настроение. Малыш всё равно ничего не усвоит и вскоре придётся якобы пройденные буквы учить заново. Лучше сделать перерыв на пару дней. За это время можно повторить пройденный материал и то лишь в том случае, если маленький человечек будет в этом заинтересован.

И, конечно же, малыша ни в коем случае нельзя ругать, если он ошибся и разбаловался. Такое поведение со стороны родителей приведёт лишь к тому, что будущий школьник потеряет всякий интерес к учёбе вообще и к чтению в частности.

Развивающие мультфильмы — Азбука для малышей

Прокомментировать