Как научить ребенка читать (Кубики Чаплыгина)
Легко ли научить ребенка читать? Многие родители пробуют сделать это самостоятельно, и даже добиваются того, что малыш наконец выучивает все буквы. А вот дальше многие сталкиваются с трудностями: ребенку никак не удается объяснить принцип складывания букв в слоги, а слогов – в слова. Многие мамы и папы в конце концов сдаются и ведут малыша на дорогостоящие курсы по обучению чтению.
Как научить ребенка читать — простой и быстрый способ
Педагог-изобретатель Евгений Васильевич Чаплыгин придумал методику, благодаря которой ребенок за несколько дней усваивает принцип сочетания букв в слоги и слова, и начинает читать слова сразу целиком. В методике Чаплыгина нет ничего лишнего – ребенку не усложняют освоение чтения понятиями гласные, согласные, твердые, мягкие, с ним даже алфавит не учат. Ведь для того, чтобы научить малыша кататься на велосипеде, вы не объясняете ему, из чего велосипед состоит и как устроен.
Буквы в методике Чаплыгина появляются сразу вместе со словами, а новые знания ребенок может применять прямо на занятии. Ведь даже взрослым трудновато учиться чему-либо впрок, а для детей эта задача и вовсе непосильная. Выучить все буквы, чтобы потом читать? Бессмысленно. А вот знакомиться с буквами и тут же составлять слова, изменять слово, заменяя всего одну букву – это весело и интересно.
Волшебные кубики Чаплыгина
Для удобства использования все элементы пронумерованы и промаркированы (кружочком, квадратиком, треугольничком, звездочкой и т.д). Это нужно для того чтобы было понятно какой элемент к какому следует приставлять при составлении слов. Цифры нужны для взрослых, для детей же удобнее использовать маркеры.
Как заниматься с ребенком
Методика состоит из 11 блоков, каждый блок разбит на отдельные занятия. В каждом блоке добавляется либо новый кубик, либо еще один способ работы с уже имеющимися элементами. Темп обучения нужно выбирать в зависимости от того, как ребенок усваивает материал. В случае необходимости можно вернуться к уже пройденному и повторить то или иное занятие. Главное – чтобы ребенок получал удовольствие от обучения.
В первых четырех блоках даются готовые схемы слов для выкладывания. После того, как родители поймут принцип работы с кубиками, они смогут выбирать слова для составления сами. Схемы слов даны в занятиях для того, чтобы ребенок учился соотносить слово из кубиков со словом, написанным на бумаге.
В каждом занятии перечислены номера элементов из набора, которые понадобятся для работы, в первых блоках в каждом занятии указаны слова, с которыми будет знакомиться ребенок, а также предложены задания для создания ассоциаций. Картинки к словам не используются, автор методики полагает, что будет больше пользы, если ребенок вклеит в альбом рядом со словом «МАМА» фотографию своей мамы или нарисует сам портрет папы.
Описание занятий с кубиками Чаплыгина
Блок I.
Занятие 1. Знакомство с кубиками и первое слово.
Для занятия понадобятся кубики № 1,2.
Ход занятия:
Взрослый говорит реб
«Молодец! А сейчас давай попробуем составить вместе МА и МА. Составили. Теперь давай делать фокус – прочитай быстро МА и МА. Что получилось? МАМА! Вот ты и прочитал сам слово!»
Теперь взрослый показывает ребенку написанное на бумаге слово МАМА и предлагает выложить его рядом кубиками. Затем около слова МАМА в альбом ребенок вклеивает фотографию своей мамы.
Занятие 2. Замена буквы и составление слава ПАПА.
Для занятия нужны элементы №1,2.
Ход занятия:
Взрослый говорит: «Сегодня мы будем делать волшебные превращения», – и показывает ребенку элемент со слогом МА. «Помнишь, как это читается? Правильно, МА. А теперь смотри, я поворачиваю кубик: раз – и получается ПА! Найди ПА на других кубиках (ребенку даются элементы № 2,3,4). Отлично! А теперь поставь рядом два ПА и быстро прочитаем по очереди. Что получилось? Правильно, ПАПА!»
Взрослый показывает слово ПАПА, написанное на бумаге и предлагает составить его рядом из кубиков. После этого ребенок может сам в альбоме нарисовать папу.
Занятие 1. Буквы Ш и К. Превращения слов.
Для занятия необходимо взять элементы №1,2. Слова МАМА, МАША, КАША.
Ход занятия:
Взрослый предлагает ребенку прочитать слово МАМА (если малыш ничего не помнит – повторяем занятие 1 из первого блока и только потом приступаем к новому материалу). Затем взрослый говорит: «А теперь я покажу тебе еще один фокус. Смотри: я поворачиваю один кубик и получается ША. Это МА, а это ША. Прочитай все вместе быстро – МАША. Давай сделаем еще один фокус. Поворачиваем первый кубик и получаем КА. Давай прочитаем, что теперь получилось – КАША.
Затем взрослый показывает слово КАША, написанное на бумаге и предлагает ребенку рядом выложить его кубиками.
Занятие 2. Буквы П и Ш. Превращения слов.
Для занятия потребуются элементы №1,2. Слова ПАПА и ПАША.
Ход занятия:
Перед занятием ребенку хорошо бы прочитать рассказ про мальчика с именем Паша или придумать историю самостоятельно. Занятие проводится аналогично предыдущему. После того как ребенок выложит слово ПАША кубиками рядом с написанным, можно нарисовать в альбоме главного героя прочитанного предварительно взрослым рассказа.
Занятие 3. Превращения слов по принципу метаграммы (слова отличаются только одной буквой).
Для занятия нужно взять элементы № 1,2. Слова МАМА, МАША, КАША, ПАША, ПАПА.
Ход занятия:
Взрослый предлагает поиграть в волшебные превращения слов. Выкладывает и предлагает прочитать слово МАМА. Затем говорит, что покажет фокус и меняет вторую М на Ш. МАМА превращается в МАША. Затем превращает слово МАША в слово КАША, слово КАША в слово ПАША, и слово ПАША в слово ПАПА.
Если ребенок не может сам прочитать появившееся после поворота кубика слово, то это делает взрослый, а ребенку предлагает повторить.
Занятие 1. Знакомство с буквами У и Е.
Для занятия нужны элементы №1,2. Слова: МАМА, МАМУ, МАМЕ.
Ход занятия:
Взрослый выкладывает и предлагает ребенку прочитать слово МАМА. Затем меняет второе А на У и говорит ребенку, что получилось МУ. «Прочитай все вместе: МАМУ. Любишь МАМУ? Скажешь это МАМЕ? (с этими словами взрослый поворачивает кубик и меняет У на Е). Завершаем занятие выкладыванием слова МАМЕ рядом с написанным на бумаге.
Занятие 2. Закрепление букв У и Е.
Для занятия понадобятся элементы №1,2. Слова: ПАПА, ПАПУ, ПАПЕ, ПАША, ПАШУ, ПАШЕ, МАША, МАШУ, МАШЕ, КАША, КАШУ, КАШЕ.
Ход занятия:
Работа идет по аналогии с предыдущим занятием. Поворачиваем кубики и превращаем слова: ПАПА-ПАПУ-ПАПЕ, ПАША-ПАШУ-ПАШЕ, МАША-МАШУ-МАШЕ, КАША-КАШУ-КАШЕ.
Занятие 3. Знакомство с буквой И.
Для занятия потребуются элементы №1,2. Слова МАША, МИША, МИШЕ, МИШУ.
Ход занятия:
Взрослый вместе с ребенком превращает слово МАША в слово МИША. Затем следуют превращения: МИША-МИШЕ-МИШУ. Сопровождаем занятие историей про мальчика Мишу или беседой о знакомом мальчике с таким именем. Заканчивается занятие, как всегда, выкладыванием слов рядом с написанными. Мишу можно порисовать или наклеить в альбом фотографию.
Занятие 4. Чтение предложения.
Для занятия понадобятся элементы №1,2, 20. Слова: ПАША, ПИШИ, ПИШУ, Я, ПИШУ.
Ход занятия:
Вместе с ребенком, поворачивая кубики, взрослый делает превращения и читает: ПАША – ПИШИ – ПИШУ – Я ПИШУ. Последнее превращение нужно сделать, просто приставив к слову ПИШУ одинарный элемент с буквой Я, соблюдая пробел. Прочитать вместе с ребенком: Я ПИШУ, затем выложить из кубиков рядом со схемой.
Занятие 1. Чтение слов с закрытыми слогами.
Для занятия нужно взять элементы №1,2, 11. Слова: КАШКА, МАШКА, МУШКА, МИШКА, ШИШКА.
Ход занятия:
Взрослый вместе с ребенком читает слово КАКА, затем взрослый показывает фокус: между слогами КА и КА ставится одинарный элемент с буквой Ш. Затем составляются слова МАШКА, МУШКА, МИШКА, ШИШКА. В конце занятия ребенок выкладывает из кубиков слово ШИШКА рядом с написанным.
Занятие 2. Знакомство с буквами Н, Й, Л.
Для занятия нужны элементы №1,2, 11. Слова: МАНКА, МАЙКА, ШАЙКА, ПАЛКА, ПИЛКА,
Ход занятия:
Занятие проводится по аналогии с предыдущим. Если ребенку трудно освоить сразу три буквы за одно занятие, можно разбить его на три части – сначала ввести букву Н, затем Й, а потом Л.
В этом блоке вводятся буквы Д, Т, О, Я. Для занятий в блоке понадобятся кубики № 1, 3, 4, 11. Последовательность превращений слов: КАША-НАША-ДАША, ДИМА-ДОМА-КИНО, ПЕТЯ-МАНЯ-МИТЯ, НИНА-КУДА-КОШКА. Разбить блок на занятия можно в зависимости от скорости усвоения ребенком нового материала.
Блок VI.
В этом блоке ребенка знакомят с обратным порядком сочетания звуков: гласный-согласный. Для занятий понадобятся элементы № 1,2,3,4,11. Примеры слов: АМ-АМ, УМКА, АНКА, ЯН, ЯНКА, УШКИ, ОКНО, ОКНА. Начать знакомство можно с того, что в слове МАМА поменять буквы местами, чтобы получилось АМ-АМ.
Блок VII.
В этом блоке ребенок знакомится со слогами, начинающимися и заканчивающимися на согласный. Для занятий понадобятся элементы № 1,2,3,4,11, 12. Слова: МЕЛ, КИТ, ШУМ, КОТ, МАК, НЯМ, ТУК, ДАМ, КАП и др. Новые слова получаются, если приставлять к двойному элементу одинарный в начале или в конце слова.
В этом блоке ребенок знакомится с буквами С, Р, В. Для занятий понадобятся элементы № 1,3,5. Слова: ПИЛА, МАЛО, ЛАПА, ЛИПА, САША, САМИ, ВИКА, КИСА, ВАША, ТОЛЯ, КОЛЯ, ВАТА, САНЯ.
Блок IX.
Знакомство со словами, состоящими из трех слогов. Для занятий понадобятся элементы № 1,2,3,4,5. Знакомство осуществляется так: берется знакомое слово и приставляется еще один элемент в его конец (МИША-МИШАНЯ), в начало (ТОША-АНТОША) или в середину (НАША-НАТАША). Примеры слов для работы: МАРИНА, МАШИНА, ПЕДАЛИ, МЕДАЛИ, МАЛИНА, КАЛИНА, ЛОШАДИ, ТАМАРА, МАСЯНЯ и др.
Блок X.
В этом блоке вводятся новые буквы и расширяется словарный запас. Помимо уже используемых элементов для занятий потребуется элемент № 16.
Блок XI.
В этом блоке вводятся твердый и мягкий знаки. Слова: ГАЛКА-ГАЛЬКА, МЕЛ-МЕЛЬ, ЛЕБЕДЬ, ГУЛЬКА и др.
Теперь можно с помощью кубиков рассказать сказку «Репка». По ходу развития сюжета из элементов ребенок выкладывает ответ на вопрос: «Кто пришел помогать тянуть репку?».
Вот так, благодаря волшебным кубикам, ребенок легко и с удовольствием начнет читать. И читать он будет правильно, а значит родителям не придется столкнуться с такими проблемами, как низкая скорость чтения или слабое понимание смысла прочитанного.
Спасибо буду искать такие кубики — как раз внуку пора научиться читать
Такие кубики можно заказать, перейдя по ссылке, указанной в статье. Или набрав в поисковой строке «Умница» — магазин методик раннего развития.