Способ выучить таблицу умножения с ребенком быстро

Глядя на таблицу умножения, многие дети впадают в настоящую панику. Куча столбиков с цифрами вызывают у них ощущение, что запомнить всё это очень сложно. Как следствие у малышей пропадает всякое желание заниматься таким трудоёмким делом. Именно поэтому основной задачей родителей становится убедить своего ребёнка в том, что это сложно. Правда, одного убеждения мало. Младшему школьнику надо помочь справиться с этой нелёгкой, по его мнению, задачей.

Кратко, без лишней «воды» в этой статье мы расскажем Вам,  как выучить таблицу умножения с ребенком быстро.

kartinki-s-tablicey-umnozheniya

Начало или что должен уметь ребёнок

Начинать учить таблицу умножения можно задолго до того, как к этому действу приступят школьные учителя. Всегда лучше подготовиться заранее. Кстати, во многих школах данный процесс уже перекладывают на плечи родителей, давай детям подобное задание на летние каникулы.

Разумеется, ребёнок, приступающий к заучиванию таблицы умножения, уже должен обладать определёнными знаниями и навыками. Как минимум он должен уметь:

  • считать до ста туда и обратно;
  • понимать состав чисел (единицы и десятки);
  • уметь складывать и вычитать.

Школьники, успешно перешедшие во второй класс, этими знаниями уже обладают. Остаётся объяснить им базовые принципы умножения и приступить к изучению таблицы.

разложи цифры на слагаемые

Познакомьте с таблицей умножения

Познакомьте ребенка с таблицей умножения и обязательно объясните ее устройство, например так:

«Посмотри, таблица разбита на 10 разноцветных ячеек (прямоугольников) внутри каждой ячейки записаны примеры. В первой -красной ячейке, примеры умножения на «1», обрати внимание, во втором столбце во всех примерах стоит число «1». А в первом столбце во всех ячейках по порядку проставлены числа от 1 до 9. Эти числа в первом и втором столбике называются «множители». Между множителями стоит знак умножить «*». В последнем столбце записан результат умножения, число стоит после знака равно и называется оно «произведение». Найти результат очень просто, нужно провести пальчиком слева направо от первой цифре к третьей.

В советские времена таблицу Пифагора часто печатали на задней стороне обложек тетрадей в клетку и сейчас найти такие тетрадки в магазине можно. Также наглядные пособия доступны в этой статье, можно распечатать (правой кнопкой мыши клик на нужном изображении, в появившемся окне выбираем «сохранить картинку как» сохраняем на своем компьютере, открываем, распечатываем и занимаемся).

Смысл таблицы сводится к тому, что в верхнем горизонтальной строке и первом вертикальном столбце написаны числа от 1 до 9, а на пересечении этих строк и столбцов – результат умножения соответствующих чисел.

Зачем это надо? Дело в том, что таблица умножения воспринимается ребёнком как что-то абстрактное и очень сложное. А в таблице Пифагора всё просто: соединил пальцем нужный столбик и строчку, получил результат. Кроме того, малыш быстро понимает, что в таблице примеры повторяются, лишь числа (множители) меняются местами. Как следствие ему проще понять аксиому о том, что при перемене мест множителей произведение (результат) не изменится. И оказывается, что выучить-то надо не всю таблицу умножения, а лишь её половину. Такое открытие несказанно радует большинство детей.

Таблицу Пифагора лучше заранее повесить на видном месте в детском уголке. Во-первых, она наверняка заинтересует ребёнка. Во-вторых, если она будет постоянно попадаться на глаза малышу, то процесс запоминания таблицы умножения значительно ускорится.

таблица умножения

Этап первый «Что такое умножение»

Начинать изучать таблицу умножения надо с объяснения самих принципов данного действия. Малыш должен понять, что умножение – это всего лишь сложение некоторого количества одинаковых слагаемых.

Лучше всего объяснение проводить на понятных малышу примерах, а не просто расписать на бумаге математические формулы. К примеру, можно задать своему чаду такую задачку: «Мама и папа взяли из вазочки по 3 конфеты. Сколько конфет они взяли вместе?». При этом для наглядности лучше использовать настоящие конфеты. Сложив 3+3, ребёнок скажет нужный ответ. Теперь осталось объяснить ему, что сложение можно заменить и умножением (2*3 это тоже самое, что 3+3). Далее задачку следует усложнить, пусть столько же конфет возьмёт ещё и братик или сестричка. И снова пример: 3+3+3 или 3*3.
При желании можно инсценировать целый спектакль, задействовав игрушки и любимые лакомства. И не беда, если ребёнок сразу не понял принципы умножения – обучение у всех проходит с разной скоростью. В конце концов, он разберётся. Главное, не злиться и не форсировать события. В противном случае малыш просто откажется заниматься.

умножение 1 этап

 

Этап второй «Учим таблицу умножения на 1 и на 10»

Непосредственно изучение таблицы умножения стоит начать с самого простого столбика – умножения на 1. Тут особо и запоминать ничего не надо: один человек взял одно яблоко, и у него появилось яблоко. Два человека взяли по одному яблоку, и у них вместе появилось два яблока. Ну и так далее. Смысл ребёнок поймёт сразу – при умножении на 1 в результате получается тоже число. Запомнив это, малыш убедиться, что выучить таблицу умножения не так уж сложно, и с удовольствием приступит к более сложным столбикам.
Параллельно можно объяснить и принцип умножения на 10. Здесь тоже всё просто: к исходной цифре нужно просто приписать в конце нолик, то-есть была единичка, а получился десяток. Вот собственно и всё. Практика показывает, что у детей проблем с этим не возникает.

Секрет быстрого запоминания таблицы умножения: два раза перепиши, третий раз заполни таблицу сам.

tablitsa-umnozheniya-bez-otvetov

 

Карточки с примерами на умножение

В отличие от таблицы карточки нужны не столько для запоминания таблицы умножения, сколько для её повторения и использования. Ведь мало выучить таблицу, как стишок. Нужно и уметь применять её на практике, то-есть уметь называть ответы в разнобой.

Карточки с примерами представляют собой небольшие листочки из плотной бумаги, на одной стороне которых написан пример, а с другой результат умножения. Их можно сделать самостоятельно, а можно и поискать в магазинах с развивающими играми или в отделах канцтоваров.

Занятия с карточками можно проводить в игровой форме. Для этого надо выбрать карточки с примерами уже изученных столбцов таблицы умножения, перемешать и положить на стол ответом вниз. Пусть малыш берёт по одной карточке и называет ответы. Если всё правильно, то карточка откладывается в одну сторону, если ответ не совпадает с реальностью, то в другую. За каждый правильный ответ можно придумать какое-то поощрение. А можно устроить игру с побитием рекорда: «Вчера ты сделал 15 правильных ответов. Сколько будет сегодня? Может, установишь личный рекорд?». Такие игры нравятся детям, даже если приходится соревноваться с самим собой.

Скачать карточки и распечатать. Жмите сюда. Как сохранить карточки к себе на компьютер, кликните правой кнопкой мышки по изображению, которое откроется, когда нажмете «Смите сюда», выбирайте «Сохранить картинку как…» наглядно показано на картинке ниже.

как скачать таблицу

 

Учим таблицу умножения на 2

Пройдя все предварительные этапы можно окончательно окунаться в заучивание таблицы. И начинать надо с самого лёгкого – с умножения на 2. Обычно с этим столбцом у детей проблем не возникает. Главное объяснить ребёнку, что это всего на всего сложение двух одинаковых чисел: 2*2 это 2+2, 3*2 это 3+3 и т.д. В общем, ничего сложного. Закрепить успешное запоминание столбца можно при помощи карточек.

umnogenie-na-2

Учим таблицу умножения на 4

Как это ни странно, но на следующем этапе лучше изучать не столбик умножения на 3, а переходить сразу к 4. Ребёнку гораздо проще будет понять, что умножение на 4 – это «двойное» умножение на два, то-есть умножил 3 на 2, а потом ещё раз на 2 – вот и получил 3*4=12. В итоге запоминание пройдёт значительно быстрее.

umnogenie-na-4

Учим таблицу умножения на 3

Только покончив с двойками и четвёрками можно переходить к столбику с цифрой 3. Вот тут могут возникнуть первые трудности. Самый простой способ запоминания в данном случае – бытовые примеры. Можно использовать уже упомянутые выше конфеты, яблоки, карандаши и даже котлеты.

Родители, обладающие стихотворными талантами, могут придумать короткие стишки, например: «Шестью три поверьте, братцы, точно будет восемнадцать». Сочинить нечто подобное не так уж и сложно. Надо только посвятить этому некоторое время. Зато результат будет поистине потрясающим.

umnogenie-na-3

Учим таблицу умножения на 5

А вот с умножением на 5 у большинства детей проблем не возникает. Главное объяснить своему чаду, что каждый последующий ответ отличается от предыдущего на 5 единиц, и что при умножении чётных чисел результат будет заканчиваться на 0, а при умножении нечётных – на 5. Затем останется лишь закрепить полученные знания при помощи игры с карточками.

umnogenie-na-5

Учим таблицу умножения на 9

Ну вот, большая часть работы сделана. Практически три четверти таблицы умножения выучены. Но, как не парадоксально, продолжать познание основ математики надо с конца, т.е. с умножения на 9.

Тут хитростей, которые облегчат ребёнку поставленную задачу, достаточно много. Самый простой способ подсчётов – на пальцах. Для этого надо поставить ладошки перед собой тыльной стороной вниз и мысленно присвоить каждому пальцу номер от 1 до 9. Чтобы, к примеру, узнать результат умножения 4 на 9 нужно загнуть палец №4 и посчитать количество не загнутых пальцев слева (десятки) и справа (единицы) от него. Получится 3 и 6, то-есть 36.

Чуть более сложный способ основан на другой закономерности. Большинство детей сразу замечают, что сумма цифр всех произведений в этом столбце равна 9, а количество десятков отличается от меняющегося множителя в меньшую сторону на единицу. Получается, что при умножении на 4 на 9 количество десятков будет 4-1=3, а количество единиц – 9-3=6, т.е. 36.

Оба эти способа запоминания одинаково хороши. Правда, ребятишки все разные и кто-то лучше осваивает таблицу умножения на 9 при помощи пальцев, а кому-то легче с математическими примерами.

Посмотрите с сыном или дочкой мультфильм.

Учим таблицу умножения на 6, 7 и 8

К этому моменту ребёнок уже должен чётко усвоить правило, что от перемены мест множителей произведение не изменяется. В результате получается, что большая часть таблицы умножения уже выучена. Осталось запомнить только три примера:
• 6*7=42;
• 6*8=48;
• 7*8=56.
Если же у малыша всё-таки возникают трудности с запоминанием этих трёх столбцов, то можно вновь использовать методику подсчёта на пальцах. Правда, она несколько сложнее, чем в случае с девяткой.

Ладошки снова надо поставить перед собой тыльной стороной наружу, развернуть пальчиками друг к другу. На этот раз нумеровать пальцы надо снизу вверх цифрами от 6 до 10. Разумеется, номера одинаковых пальцев должны быть одинаковыми на обеих руках. Дальше методику проще объяснить на примере.

Допустим надо умножить 8 на 6. В этом случае следует соединить кончик пальца №8 левой руки с кончиком пальца №6 правой и приступить к подсчётам. Над соединёнными пальцами на левой руке осталось 2 пальчика, а на правой – 4. Перемножаем 2*4 и получаем 8. Это количество единиц. Теперь надо посчитать пальцы под соединением, включая их. Получается 4. Это десятки. Результат 48.

Если в результате умножения «верхних» пальцев получилось двузначное число, то его просто нужно прибавить к десяткам. Таких случаев немного, например: 6*7. Сверху остаются 3 и 4 пальца (3*4=12 единиц), а снизу 3 пальца (3 десятка или 30 единиц). Итог: 30+12=42.

umnogenie-na-6

Закрепление полученных знаний

Ну а закрепить таблицу умножения проще всего опять же с помощью карточек. Основное правило здесь – регулярность. Если малыш с первого раза ответил на все вопросы правильно – это не значит, что дело сделано. С большой долей вероятности через пару-тройку дней он начнёт путаться в самых простых примерах. Так что повторять таблицу умножения надо регулярно. Делать это можно не только с помощью карточек. Эффективны и различные устные задания на умножения, связанные с бытовыми ситуациями.

Повторением пройденного материала можно заниматься даже на улице, подсчитывая количество лапок и хвостов у собак и кошек или колес у стоящих машин. Примеры найти легко, главное чтобы у родителей было желание эти примеры искать.

Прокомментировать