Способ выучить таблицу умножения с ребенком быстро
Глядя на таблицу умножения, многие дети впадают в настоящую панику. Куча столбиков с цифрами вызывают у них ощущение, что запомнить всё это очень сложно. Как следствие у малышей пропадает всякое желание заниматься таким трудоёмким делом. Именно поэтому основной задачей родителей становится убедить своего ребёнка в том, что это сложно. Правда, одного убеждения мало. Младшему школьнику надо помочь справиться с этой нелёгкой, по его мнению, задачей.
Кратко, без лишней «воды» в этой статье мы расскажем Вам, как выучить таблицу умножения с ребенком быстро.
Начало или что должен уметь ребёнок
Начинать учить таблицу умножения можно задолго до того, как к этому действу приступят школьные учителя. Всегда лучше подготовиться заранее. Кстати, во многих школах данный процесс уже перекладывают на плечи родителей, давай детям подобное задание на летние каникулы.
Разумеется, ребёнок, приступающий к заучиванию таблицы умножения, уже должен обладать определёнными знаниями и навыками. Как минимум он должен уметь:
- считать до ста туда и обратно;
- понимать состав чисел (единицы и десятки);
- уметь складывать и вычитать.
Школьники, успешно перешедшие во второй класс, этими знаниями уже обладают. Остаётся объяснить им базовые принципы умножения и приступить к изучению таблицы.
Познакомьте с таблицей умножения
Познакомьте ребенка с таблицей умножения и обязательно объясните ее устройство, например так:
«Посмотри, таблица разбита на 10 разноцветных ячеек (прямоугольников) внутри каждой ячейки записаны примеры. В первой -красной ячейке, примеры умножения на «1», обрати внимание, во втором столбце во всех примерах стоит число «1». А в первом столбце во всех ячейках по порядку проставлены числа от 1 до 9. Эти числа в первом и втором столбике называются «множители». Между множителями стоит знак умножить «*». В последнем столбце записан результат умножения, число стоит после знака равно и называется оно «произведение». Найти результат очень просто, нужно провести пальчиком слева направо от первой цифре к третьей.
В советские времена таблицу Пифагора часто печатали на задней стороне обложек тетрадей в клетку и сейчас найти такие тетрадки в магазине можно. Также наглядные пособия доступны в этой статье, можно распечатать (правой кнопкой мыши клик на нужном изображении, в появившемся окне выбираем «сохранить картинку как» сохраняем на своем компьютере, открываем, распечатываем и занимаемся).
Смысл таблицы сводится к тому, что в верхнем горизонтальной строке и первом вертикальном столбце написаны числа от 1 до 9, а на пересечении этих строк и столбцов – результат умножения соответствующих чисел.
Зачем это надо? Дело в том, что таблица умножения воспринимается ребёнком как что-то абстрактное и очень сложное. А в таблице Пифагора всё просто: соединил пальцем нужный столбик и строчку, получил результат. Кроме того, малыш быстро понимает, что в таблице примеры повторяются, лишь числа (множители) меняются местами. Как следствие ему проще понять аксиому о том, что при перемене мест множителей произведение (результат) не изменится. И оказывается, что выучить-то надо не всю таблицу умножения, а лишь её половину. Такое открытие несказанно радует большинство детей.
Таблицу Пифагора лучше заранее повесить на видном месте в детском уголке. Во-первых, она наверняка заинтересует ребёнка. Во-вторых, если она будет постоянно попадаться на глаза малышу, то процесс запоминания таблицы умножения значительно ускорится.
Этап первый «Что такое умножение»
Начинать изучать таблицу умножения надо с объяснения самих принципов данного действия. Малыш должен понять, что умножение – это всего лишь сложение некоторого количества одинаковых слагаемых.
Лучше всего объяснение проводить на понятных малышу примерах, а не просто расписать на бумаге математические формулы. К примеру, можно задать своему чаду такую задачку: «Мама и папа взяли из вазочки по 3 конфеты. Сколько конфет они взяли вместе?». При этом для наглядности лучше использовать настоящие конфеты. Сложив 3+3, ребёнок скажет нужный ответ. Теперь осталось объяснить ему, что сложение можно заменить и умножением (2*3 это тоже самое, что 3+3). Далее задачку следует усложнить, пусть столько же конфет возьмёт ещё и братик или сестричка. И снова пример: 3+3+3 или 3*3.
При желании можно инсценировать целый спектакль, задействовав игрушки и любимые лакомства. И не беда, если ребёнок сразу не понял принципы умножения – обучение у всех проходит с разной скоростью. В конце концов, он разберётся. Главное, не злиться и не форсировать события. В противном случае малыш просто откажется заниматься.

Этап второй «Учим таблицу умножения на 1 и на 10»
Непосредственно изучение таблицы умножения стоит начать с самого простого столбика – умножения на 1. Тут особо и запоминать ничего не надо: один человек взял одно яблоко, и у него появилось яблоко. Два человека взяли по одному яблоку, и у них вместе появилось два яблока. Ну и так далее. Смысл ребёнок поймёт сразу – при умножении на 1 в результате получается тоже число. Запомнив это, малыш убедиться, что выучить таблицу умножения не так уж сложно, и с удовольствием приступит к более сложным столбикам.
Параллельно можно объяснить и принцип умножения на 10. Здесь тоже всё просто: к исходной цифре нужно просто приписать в конце нолик, то-есть была единичка, а получился десяток. Вот собственно и всё. Практика показывает, что у детей проблем с этим не возникает.
Секрет быстрого запоминания таблицы умножения: два раза перепиши, третий раз заполни таблицу сам.
Карточки с примерами на умножение
В отличие от таблицы карточки нужны не столько для запоминания таблицы умножения, сколько для её повторения и использования. Ведь мало выучить таблицу, как стишок. Нужно и уметь применять её на практике, то-есть уметь называть ответы в разнобой.
Карточки с примерами представляют собой небольшие листочки из плотной бумаги, на одной стороне которых написан пример, а с другой результат умножения. Их можно сделать самостоятельно, а можно и поискать в магазинах с развивающими играми или в отделах канцтоваров.
Занятия с карточками можно проводить в игровой форме. Для этого надо выбрать карточки с примерами уже изученных столбцов таблицы умножения, перемешать и положить на стол ответом вниз. Пусть малыш берёт по одной карточке и называет ответы. Если всё правильно, то карточка откладывается в одну сторону, если ответ не совпадает с реальностью, то в другую. За каждый правильный ответ можно придумать какое-то поощрение. А можно устроить игру с побитием рекорда: «Вчера ты сделал 15 правильных ответов. Сколько будет сегодня? Может, установишь личный рекорд?». Такие игры нравятся детям, даже если приходится соревноваться с самим собой.
Скачать карточки и распечатать. Жмите сюда. Как сохранить карточки к себе на компьютер, кликните правой кнопкой мышки по изображению, которое откроется, когда нажмете «Смите сюда», выбирайте «Сохранить картинку как…» наглядно показано на картинке ниже.
Учим таблицу умножения на 2
Пройдя все предварительные этапы можно окончательно окунаться в заучивание таблицы. И начинать надо с самого лёгкого – с умножения на 2. Обычно с этим столбцом у детей проблем не возникает. Главное объяснить ребёнку, что это всего на всего сложение двух одинаковых чисел: 2*2 это 2+2, 3*2 это 3+3 и т.д. В общем, ничего сложного. Закрепить успешное запоминание столбца можно при помощи карточек.
Учим таблицу умножения на 4
Как это ни странно, но на следующем этапе лучше изучать не столбик умножения на 3, а переходить сразу к 4. Ребёнку гораздо проще будет понять, что умножение на 4 – это «двойное» умножение на два, то-есть умножил 3 на 2, а потом ещё раз на 2 – вот и получил 3*4=12. В итоге запоминание пройдёт значительно быстрее.
Учим таблицу умножения на 3
Только покончив с двойками и четвёрками можно переходить к столбику с цифрой 3. Вот тут могут возникнуть первые трудности. Самый простой способ запоминания в данном случае – бытовые примеры. Можно использовать уже упомянутые выше конфеты, яблоки, карандаши и даже котлеты.
Родители, обладающие стихотворными талантами, могут придумать короткие стишки, например: «Шестью три поверьте, братцы, точно будет восемнадцать». Сочинить нечто подобное не так уж и сложно. Надо только посвятить этому некоторое время. Зато результат будет поистине потрясающим.
Учим таблицу умножения на 5
А вот с умножением на 5 у большинства детей проблем не возникает. Главное объяснить своему чаду, что каждый последующий ответ отличается от предыдущего на 5 единиц, и что при умножении чётных чисел результат будет заканчиваться на 0, а при умножении нечётных – на 5. Затем останется лишь закрепить полученные знания при помощи игры с карточками.
Учим таблицу умножения на 9
Ну вот, большая часть работы сделана. Практически три четверти таблицы умножения выучены. Но, как не парадоксально, продолжать познание основ математики надо с конца, т.е. с умножения на 9.
Тут хитростей, которые облегчат ребёнку поставленную задачу, достаточно много. Самый простой способ подсчётов – на пальцах. Для этого надо поставить ладошки перед собой тыльной стороной вниз и мысленно присвоить каждому пальцу номер от 1 до 9. Чтобы, к примеру, узнать результат умножения 4 на 9 нужно загнуть палец №4 и посчитать количество не загнутых пальцев слева (десятки) и справа (единицы) от него. Получится 3 и 6, то-есть 36.
Чуть более сложный способ основан на другой закономерности. Большинство детей сразу замечают, что сумма цифр всех произведений в этом столбце равна 9, а количество десятков отличается от меняющегося множителя в меньшую сторону на единицу. Получается, что при умножении на 4 на 9 количество десятков будет 4-1=3, а количество единиц – 9-3=6, т.е. 36.
Оба эти способа запоминания одинаково хороши. Правда, ребятишки все разные и кто-то лучше осваивает таблицу умножения на 9 при помощи пальцев, а кому-то легче с математическими примерами.
Посмотрите с сыном или дочкой мультфильм.
Учим таблицу умножения на 6, 7 и 8
К этому моменту ребёнок уже должен чётко усвоить правило, что от перемены мест множителей произведение не изменяется. В результате получается, что большая часть таблицы умножения уже выучена. Осталось запомнить только три примера:
• 6*7=42;
• 6*8=48;
• 7*8=56.
Если же у малыша всё-таки возникают трудности с запоминанием этих трёх столбцов, то можно вновь использовать методику подсчёта на пальцах. Правда, она несколько сложнее, чем в случае с девяткой.
Ладошки снова надо поставить перед собой тыльной стороной наружу, развернуть пальчиками друг к другу. На этот раз нумеровать пальцы надо снизу вверх цифрами от 6 до 10. Разумеется, номера одинаковых пальцев должны быть одинаковыми на обеих руках. Дальше методику проще объяснить на примере.
Допустим надо умножить 8 на 6. В этом случае следует соединить кончик пальца №8 левой руки с кончиком пальца №6 правой и приступить к подсчётам. Над соединёнными пальцами на левой руке осталось 2 пальчика, а на правой – 4. Перемножаем 2*4 и получаем 8. Это количество единиц. Теперь надо посчитать пальцы под соединением, включая их. Получается 4. Это десятки. Результат 48.
Если в результате умножения «верхних» пальцев получилось двузначное число, то его просто нужно прибавить к десяткам. Таких случаев немного, например: 6*7. Сверху остаются 3 и 4 пальца (3*4=12 единиц), а снизу 3 пальца (3 десятка или 30 единиц). Итог: 30+12=42.
Закрепление полученных знаний
Ну а закрепить таблицу умножения проще всего опять же с помощью карточек. Основное правило здесь – регулярность. Если малыш с первого раза ответил на все вопросы правильно – это не значит, что дело сделано. С большой долей вероятности через пару-тройку дней он начнёт путаться в самых простых примерах. Так что повторять таблицу умножения надо регулярно. Делать это можно не только с помощью карточек. Эффективны и различные устные задания на умножения, связанные с бытовыми ситуациями.
Повторением пройденного материала можно заниматься даже на улице, подсчитывая количество лапок и хвостов у собак и кошек или колес у стоящих машин. Примеры найти легко, главное чтобы у родителей было желание эти примеры искать.