Приемы изучения таблицы умножения на четыре
Изучение таблицы умножения не терпит суеты. Чтобы ребёнок запомнил её легко и без нервов, учить её надо последовательно. Однако это не говорит о том, что запоминать столбцы таблицы умножения надо строго по порядку.
Начинать, конечно же, надо с самого лёгкого столбика – умножения на единицу. Тут всё настолько просто, что любой ребёнок осваивает эту часть таблицы буквально за пару минут. Это же касается и столбика на 10. Приписал ноль к умножаемой цифре и готов ответ.
Далее следует перейти к столбу умножения на 2. Здесь, в принципе, тоже ничего сложного нет. Если школьник понимает, что умножение представляет собой сложение одного и того же числа некоторое количество раз и умеет хорошо складывать в пределах 20, то для него не составит труда увеличить любую цифру от 1 до 9 вдвое.
А вот теперь строгую последовательность изучения таблицы умножения можно и нарушить. По логике на этом этапе следует приступить к столбцу с цифрой 3. Однако большинство педагогов сходятся во мнении, что сначала надо освоить таблицу умножения на 4.
С чего начать изучение таблицы умножения на 4
Большинство преподавателей начальной школы считают, что изучение таблицы умножения на 4 нужно начинать с запоминания числового ряда. По-научному такой подход называется счёт четвёрками. Для большинства детей второго года обучения составить подобный числовой ряд до 40 не составляет труда: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Желательно, чтобы ребёнок не только мог составить подобный ряд в письменном виде, но и легко воспроизводил бы его по памяти, причём как в привычной последовательности, так и в обратном порядке.
Простое удвоение
Освоив в полной мере числовой ряд счёта через четвёрку можно приступать непосредственно к изучению соответствующего столбца таблицы умножения. В принципе, дети, которые прошли вышеуказанную подготовку, практически с первого раза могут дать правильные ответы на большинство примеров в нём присутствующих.
Если же этого не случилось, то не стоит расстраиваться и, тем более, ругаться. Просто надо помочь ребёнку запомнить нужные результаты. Самый простой способ указать юному математику на имеющуюся в данном столбце закономерность: умножение на 4 – это результат двойного умножения на 2.
Проще всего показать эту закономерность на примере:
5*4 – это 5*2=10 и 10*2=20
Как правило, все дети сразу справляются с подобной задачей. Правда, тут могут возникнуть некоторые трудности, если в результате первого умножения получится двухзначное число. Навыка умножения таких чисел у младших школьников ещё нет, т.ч. имеет смысл упростить для них задачу, представив удвоение как умножение на 2 и прибавление к полученному результату этого же числа:
5*4 – это 5*2=10 и 10+10=20
Подобный нехитрый способ позволяет младшему школьнику понять общий принцип и легко производить аналогичные арифметические расчёты в уме. Ничего страшного, если ребёнок сначала будет не называть произведения заданных ему примеров по памяти, а делать вычисления в уме. Со временем (причём достаточно быстро), нужные ответы отложатся в памяти.
Изучение и закрепление результата при помощи карточек
Числовой ряд счёта через четвёрку, конечно, помогает маленькому человечку запомнить таблицу умножения на 4. Однако у многих детей возникает сложность с её использованием на практике. Они легко называют ответы по порядку, но не могут быстро ответить на вопросы, заданные в разнобой.
Исправить ситуацию помогут карточки с примерами (по одному на каждой), на обратной стороне которых написаны правильные ответы. Такие карточки продаются в магазинах школьных принадлежностей, хотя большинство родителей предпочитают нарезать их самостоятельно, предварительно распечатав на плотной бумаге.
Играть с карточками можно по-разному. Для начала их можно просто перемешать и разложить на столе ответами вниз. Пусть ребёнок берёт их по очереди и называет ответ. Если результат правильный, то карточка откладывается в отдельную стопочку. Можно сделать и по-другому, показывая малышу случайные карточки с примером и возвращая их в «колоду» в независимости от результата.
Игру можно усложнить, добавив к карточкам с примерами из таблицы умножения на 4 и примеры других уже изученных столбиков.
Для развития ребёнку будет полезным и повторение таблицы методом «от обратного». Эти занятия проходят по тому же сценарию, что и предыдущие. Разница лишь в том, что показывать ребёнку надо не пример с умножением, а ответ. Ну а в задачу малыша входит назвать все известные ему примеры из изученных столбиков таблицы умножения, которые имеют такое произведение.
Закрепление результата на примерах из жизни
Для того чтобы выучить таблицу умножения на 4 ребёнку много времени не потребуется. Один-три дня и ответы сами «отскакивают от зубов». Но если результат не закрепить, то ещё через пару тройку дней ученик начнёт запинаться и путаться. Чтобы этого не произошло, таблицу умножения надо регулярно повторять.
К счастью, в нашем мире есть много объектов, которые содержат цифру 4. У зверей по четыре лапы, у машин по четыре колеса, а у вилок по четыре зубчика. Так что придумать примеры для улучшения запоминания не составит труда. При этом закреплением изученного материала можно заниматься и дома, и на улице, и на прогулке, и за обедом. Главное, не слишком перегружать малыша этими вопросами. В противном случае ему это просто надоест.