Учим таблицу умножения на три
Считается, что из всей таблицы умножения столбец с умножением на 3 самый сложный для запоминания ребёнком. Это и в самом деле так, поскольку в этих примерах сложно заметить какую-то закономерность. В результате их все приходится просто заучивать наизусть, как стишок. И всё же есть несколько простых способов, которые позволят значительно упростить и ускорить процесс запоминания.
Удвой и прибавь
Обычно к изучению таблицы умножения на 3 дети приступают тогда, когда уже знают основные принципы умножения и таблицу умножения на 1, 2, 4 и 10. Эти навыки обязательно следует использовать, начиная изучать умножение на 3.
Для начала ребёнку стоит напомнить, что умножение представляет собой сокращённую запись сложения некоторого количества одинаковых слагаемых. В данном случае это слагаемое – три. Поняв это дети, которые неплохо складывают в уме, практически сразу начинают называть правильные ответы на примеры с множителем 3.
Чтобы облегчить задачу заучивания можно использовать и уже имеющееся знание – таблицу умножения на два. Ведь умножение на 3 есть ничто иное, как удвоение некоторого числа и прибавление его же к полученному результату, например: 5*3=5*2+5=15.
Карточки умножение на три
Хорошим подспорьем в изучении таблицы умножения являются карточки. Купить их можно в магазинах, где продают школьные принадлежности. Хотя большинство родителей предпочитают сделать такое наглядное пособие самостоятельно. Карточки представляют собой небольшие листочки плотной бумаги, с одной стороны которых напечатан пример на умножение, а с другой ответ.
Для упрощения изучения таблицы умножения на 3 карточки можно немного усовершенствовать, дописав карандашом на стороне, где находится пример, подсказку со сложением или удвоением и прибавлением:
- 5*3
- 5+5+5
- 5*2+5
В конце концов, не важно, что поможет ребёнку в запоминании таблицы. Главное, чтобы он в итоге смог дать правильный ответ на конкретный пример.
Единственное о чём надо помнить, так это о том, что подсказки – это всё-таки промежуточный этап. Как только ребёнок начнёт называть все ответы правильно их следует стереть. Закрепить выученную таблицу лучше с использованием исходных математических выражений.
Запоминание по группам
Ещё один способ упрощения запоминания таблицы умножения на 3 – это разбиение столбца на группы. Ничего сложного в этом нет. Для начала надо написать на трёх листочках бумаги по три примера:
Группа 1
a. 1*3=3
b. 2*3=6
c. 3*3=9
Группа 2
a. 4*3=12;
b. 5*3=15;
c. 6*3=18.
Группа 3
a. 7*3=21
b. 8*3=24
c. 9*3=27
Рассматривая эти записи легко заметить, что суммы цифр в произведениях примеров A, B и С всех трёх групп одинаковы – 3, 6 и 9. Дальше остаётся запомнить, что во второй группе количество десятков равняется 1, а в третьей – 2. Вывод: для получения нужного ответа нужно только определить, в какой группе и на какой позиции находится пример и из 3, 6 или 9 вычесть количество десятков. Например: 6*3 – это пример C во второй группе, значит, количество десятков будет равняться 1, а количество единиц – 9-1=8, итого – 18.
На первый взгляд такая методика кажется сложной, но многие дети очень быстро понимают данную закономерность. И ещё один момент: лучше этот метод использовать поэтапно. Сначала надо добиться, чтобы ребёнок запомнил ответы из первой группы. Затем перейти к изучению второй, и только закрепив этот материал изучить третью.
Стихи и считалочки про таблицу умножения на три
Стихи и считалочки всегда являлись подспорьем для изучения и запоминания самых различных учебных правил и материалов. Ну, кто не помнит стишок «жи- и ши- пиши с буквой и» или считалочку про глаголы-исключения второго спряжения «смотреть, обидеть видеть…». Немало стихов придумано и для математических аксиом, в том числе и таблицы умножения. Некоторые примеры из неё сами собой складываются в симпатичные стишки: «пятью пять – двадцать пять», «шестью шесть – тридцать шесть» и так далее.
К сожалению, ответы для таблицы умножения на 3 «естественными» рифмовками не обладают. Однако в интернете можно легко найти стихи и считалочки для упрощения изучения именно этого столбика. Хотя, если не лень, то можно и самостоятельно придумать короткие стишки, которые помогут ребёнку легко и просто запомнить сочетания нужных цифр, например:
- Дважды три в таблице есть, знаем точно – это шесть.
- Четыре сезона три месяца в каждом, всего их 12 уверенно скажем.
- Восемь умножив на три в этом мире, всегда получаем двадцать четыре.
Придумывать подобные стишки несложно. Стоит лишь посвятить этому делу немножко своего свободного времени.
Бытовые примеры
Изучение, а тем более закрепление, таблицы умножения невозможно без решения реальных задач. Придумать их ещё проще, чем рифмованные «запоминалки». В окружающем нас пространстве можно найти огромное количество интересных задачек. К примеру, сколько котлет надо приготовить маме, если всем трём членам семьи нужно положить в тарелки по 2 котлеты или сколько будут стоить 3 булочки по 6 рублей?
Такие упражнения очень полезны. Во-первых, ребёнок не зазубривает столбик умножения на 3 как стишок, а учится пользоваться таблицей вразнобой. Во-вторых, младший школьник осознаёт прикладное значение таблицы умножения. И самое главное, что такие упражнения не обязательно выполнять, сидя в окружении учебников, тетрадей и таблиц. Увлекательное занятие можно организовать где угодно: дома, во время прогулки, поездки в автомобиле или совместного похода в магазин. Надо только присмотреться к окружающему миру и найти нужные примеры, которые содержат цифру 3.